Найти в Дзене
Оранжевый репетитор

Почему школьную математику невозможно изучить в онлайн-школе?

Оглавление

Школьный формат и бумажные учебники остаются единственной возможностью изучить школьную математику. Обучающие сайты в рекламе обещают заменить школьного учителя, предлагают собственный учебный контент, но всё это неэффективно и даже вредно на практике. Если ребёнок освоил математику на хорошем уровне на онлайн-курсах, то это заслуга ребёнка, а не курса, курс ему только мешал.

Я работаю в онлайн-школах, занимающихся школьной математикой; уже три года это моя основная занятость. Пишу контент, разрабатываю программы. Успела поучаствовать в многих проектах, в том числе известных. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями о внутренней кухне таких проектов, но не буду публиковать названия, чтобы меня не засудили за разглашение чего-нибудь конфиденциального.

Рассказываю, в чём отличие учебника от учебного сайта.

У школьного учебника от 2 до 5 авторов.

Обычно это команда педагогов, которая работает сообща, следует единой выбранной методике. Все темы внутри учебника согласованы, идут в логичном порядке, каждая новая тема опирается на предыдущие.

Проблемы возникают, когда новые авторы начинают переписывать старые учебники. Например, актуальный учебник по физике Перышкина – это вовсе не учебник Перышкина, а жуткий монстр Франкенштейна с перепутанными темами.

Перышкин, Физика, 7 класс, 2013. Буква g это ускорение, а что такое ускорение – расскажем через два года. Мастера интриги
Перышкин, Физика, 7 класс, 2013. Буква g это ускорение, а что такое ускорение – расскажем через два года. Мастера интриги

В учебниках математики я сходу настолько вопиющих проблем не вспомнила. Надеемся, их лучше редактируют, а не у меня память плохая.

Обычно в рамках одного учебника единая аксиоматика, единая методика, продуманная программа. Школьник может начать учиться «по Мордковичу» в 7 классе, закончить в 11, и не встретить противоречий.

У обучающего сайта от 1 до бесконечности авторов.

Обычно это фрилансеры, которые не устроены в штат, и им платят за сданный контент. В лучшем случае они сидят в общем чатике и знают друг друга по аватаркам, в худшем – не знают о существовании друг друга. Впрочем, даже в чатике они обсуждают организационные вопросы, а не педагогику.

Авторы пишут в разных стилях, по разным методикам, на разном уровне сложности, не видя чужой контент и не понимая, что уже изучалось и насколько подробно. Один автор переписывает своими словами главы из Макарычева, второй из Мордковича, третий из гугла, а четвёртый привносит личный педагогический креатив.

Нескромно скажу, что я – хороший автор, быстро пишу и мой учебный контент часто хвалят. Но есть проблема, о которой я не говорю школам, а они и не замечают: у меня собственное мировоззрение о главенстве логики в математике, поэтому мои задачки методически отличаются от задач других авторов, в них другие акценты. Чтобы заметить, нужно серьёзно вникать.

У адекватной школы есть редактор, цель которого – следить за единым стилем и верной последовательностью тем. Однако через редактора проходит такой объём контента, что невозможно погрузиться в тему достаточно глубоко.

Некоторое время я работала редактором, и мне нужно было исправлять около 30 уроков в день. Автор прислал мне урок – полную дичь, не ложащуюся в программу. Я встала перед выбором: переписать урок с нуля, сорвав сроки сдачи десятка других уроков, или просто исправить математические ошибки, оставив методический мрак. Менеджерам школы было наплевать, халтуру заметили бы только конечные пользователи: детям было бы непонятно. Вернуть на доработку автору было нельзя.

Когда такое произошло впервые, я переписала урок, пожертвовав ночным сном. Во второй раз тоже. И в третий. А потом задумалась: так ли мне важен этот проект? Оказалось, что нет: я такой же наёмный фрилансер, договор со школой у нас на два месяца, моей фамилии на сайте не опубликовано. Не помню, на котором уроке я сломалась, но увы, это произошло: я стала выпускать откровенный брак. Он до сих пор выложен на сайте онлайн-школы, и под ним стоит подпись какого-то незнакомого мне преподавателя. Но я хотя бы могу гарантировать, что там нет математических ошибок.

А бывает, что в школе просто нет главного редактора. :D

-2

В некоторых онлайн-школах нет своего контента, а есть один преподаватель, который ведёт ученика по курсу с помощью вебинаров. Такой преподаватель дублирует роль школьного учителя. Данный формат называется не онлайн-обучением, а дистанционным обучением: о разнице понятий у меня есть статья. Качество обучения целиком зависит от учителя, смена «говорящей головы» меняет методологию школы, а значит, странно это действо вообще называть онлайн-школой, по смыслу это равно занятиям с репетитором.

Что ещё почитать:

Школьная математика – неправильная
Чем хороший учебный контент отличается от плохого
Как спланировать учебную программу

Начать готовиться к ЕГЭ 2021 по математике можно на моём онлайн-курсе.

Подписывайтесь, если вам интересна школьная математика и проблемы её преподавания.