Часто родители связывают успеваемость ребенка с его успешностью в будущем. «Учись хорошо или станешь дворником». Считается, будто красный диплом, грамоты и медали должны обеспечить достойный уровень жизни, стабильную работу и неплохой достаток.
Казалось бы, если ученик успешен в условиях школы, он должен быть успешным и в жизни. Но откуда тогда берутся истории о том, как тот самый троечник стал большим начальником и взял к себе на работу отличника? Попробуем разобраться, как связаны оценки с уровнем дохода и как нужно учиться в школе, чтобы в будущем быть свободным и успешным.
Отличники: успешны, но не слишком
Ответ на этот непростой вопрос искали многие ученые: существует ряд исследований, в котором отслеживалась связь оценок и уровня успеха во взрослой жизни.
Карен Арнольд из Бостонского колледжа на протяжении 14 лет проводила исследование, в котором участвовали более 80 выпускников-отличников. У большинства из них была хорошая, высокооплачиваемая работа, но не более того. «Отличники с малой вероятностью становятся визионерами», — считает Карен, — «Как правило, они встраиваются в систему сами, а не встряхивают ее».
Плохо ли это? Конечно же, нет — ведь кто не желает своему ребенку стабильности. Упорный труд в получении знаний, усидчивость, дисциплина — эти черты, присущие отличникам в школе, помогают им и в будущем. Но настоящий, яркий успех, слава, открытия, лидерство — это удел тех, кто умеет мыслить нестандартно, творчески подходит к решению задач, создает свои правила и обладает настойчивым характером.
Вне школьных рамок
За что школьник получает оценки? Прежде всего, за свою способность усваивать и демонстрировать знания в соответствии с программой. В школе ученик должен следовать правилам, выполнять задания — такая модель имеет мало общего со сложными реалиями взрослой жизни и мало пригодится в управлении и руководстве, научной работе, творчестве, журналистике, блогинге и так далее.
Получается, в школе, в идеально смоделированных условиях отличник уверенно движется на пути к успеху, но во взрослой жизни ему придется столкнуться с отсутствием четкой системы и правильных ответов. Наверняка вы хоть раз слышали такую фразу, что миром правят троечники. Возможно, это связано с тем, что троечники благодаря своему неподчинению системе сохраняют свободу.
К тому же существует жизнь за пределами школы. Многие дети занимаются спортом, творчеством — на любительском или профессиональном уровне, — и успехи в любимом деле гораздо важнее для них и в настоящем, и в будущем. Школа отходит на второй план, а тройки и четверки перестают быть катастрофой, ведь ребенок реализуется в интересной для него сфере.
Знать и уметь — или понимать?
Еще одна опасность, которая подстерегает отличников, — это перенос фокуса внимания с получения знаний на формальную гонку за оценкой. Яркий признак — зазубривание больших объемов информации без глубокого понимания.
Мы уверены в том, что самое главное в образовании ребенка — это прежде всего понимание, а потом уже знание и умение. Ведь посчитать за нас может компьютер, найти информацию можно в интернете — но решения принимает человек, человек способен мыслить и формировать собственные выводы.
К сожалению, современная система школьного образования постоянно устаревает и не учитывает прогресс. К тому же школьники постоянно перегружены множеством предметов, многие учителя считают свою дисциплину самой важной, идет постоянная конкуренция за ресурс ученика. Такие условия убивают в ученике способность увлекаться, лишая его возможности углубиться в более интересные предметы, не отвлекаясь на все остальное.
Что делать родителям отличника
Если вы заметили, что ваш ребенок гонится за оценками, попробуйте помочь ему вернут фокус на получение знаний:
- спрашивайте, что нового и интересного он сегодня узнал;
- хвалите не за оценки, а за усердие, трудолюбие, самостоятельность.
Важно дать понять, что в мире есть что-то кроме школьной парты, учителей, заданий, контрольных и оценок. Возможное решение проблемы — переход на одну из форм альтернативного образования. Например, обучение в Домашней школе обеспечит индивидуальный подход и возможность делать упор на более интересные предметы.
Одним из преимуществ дистанционного обучения является отсутствие необходимости «обгонять» всех, быть лучшим в классе — ведь в классе тысяча человек, и все они просто учатся, каждый по-своему. У учителей нет любимчиков, а оценки сопровождаются рекомендациями, над чем можно поработать. Конечно, свои отличники есть везде — но в онлайн-школе они смогут почувствовать себя более комфортно, избавиться от постоянного давления и освободить время на другие увлечения, которые помогут им стать по-настоящему успешными и счастливыми.