Найти тему

Сторителлинг — что это такое, техники, примеры использования

Оглавление

Технология сторителлинга, которая набирает всё большую популярность в среде копирайтеров, не нова. Эта техника столь же органична, как и диалоговая речь, мы используем её чуть ли не ежедневно.

Термин storytelling образован от английских слов story - история, повесть, сказка, повествование; и tell – рассказывать.

https://i1.wp.com/chorally.it/wp-content/uploads/2019/03/storytelling-2.jpg
https://i1.wp.com/chorally.it/wp-content/uploads/2019/03/storytelling-2.jpg

Если простыми словами, то это история, рассказанная с определенной целью.

У бабушки болели ноги. Она связала носки из собачьей шерсти. Ноги перестали болеть, а бабушка записалась на занятия танцами.

https://metro.co.uk/wp-content/uploads/2018/01/pri_66817643.jpg?quality=90&strip=all
https://metro.co.uk/wp-content/uploads/2018/01/pri_66817643.jpg?quality=90&strip=all

С точки зрения копирайтинга, сторителлинг — прекрасный инструмент для ненавязчивой рекламы. Нет демонстративного лозунга: Болит нога — купи носок из собачьей шерсти и ходи. Но эта мысль остаётся у нас так долго, насколько история тронула нас эмоционально.

Эмоции — главная составляющая сторителлинга. Все техники и приёмы продаж строятся на технологиях вызова определённого рода эмоций, заставляющих человека выполнить ряд запрограммированных действий. Брошенная собака, которую приютит старушка из нашей истории, и шерсть которой пойдёт на лечебные носки, вызовет эмоции большей амплитуды, чем породистая овчарка, приобретённая у заводчиков. А если приблудная дворняга будет ещё и слепой… Ммм…

https://img-fotki.yandex.ru/get/6111/32819862.190/0_8215b_afd350ae_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6111/32819862.190/0_8215b_afd350ae_orig.jpg

Таким образом, эмоциональный отклик целевой аудитории, на который рассчитана история, играет главенствующую роль в технологии сторителлинга. Этому способствуют:

  • интересный сюжет, который захватывает внимание читателя;
  • лёгкость подачи информации;
  • лаконичность.

Одним из ключевых моментов хорошей истории является достоверность.

«Спорят два рыбака, кто круче.

Один говорит:

- Позавчера попался мне осётр, шесть метров длиной и полтонны весом. В машину весь не влез и хвост по дороге волочился.

- А мне вчера щука попалась, так вроде небольшая - метра два. Домой принёс, разрезал, а внутри канделябр серебряный со свечами — и свечи все горят.

Ну от такой крутости первый минут пять ни слова не мог вымолвить.

Ходил, ходил вокруг и говорит второму:

- Слушай, если я со своего осётра метр сброшу, может ты хоть свечи погасишь?»

https://kudago.com/media/images/event/51/bc/51bc303a3e0adddca295f2f7d0d710c4.jpg
https://kudago.com/media/images/event/51/bc/51bc303a3e0adddca295f2f7d0d710c4.jpg

Читатель должен верить тому, что рассказывает сторителлер.

Проработанные детали — обои в мелкий голубой цветочек в старушкиной квартире, прихрамывающая на левую лапу собака — должны придать тексту образности и достоверности. У читателя должно возникнуть ощущение, что он видел и эту бабушку, и её пса. Но, как и везде, важно соблюдать баланс, чтобы история ожила, но не стала комичной и неправдоподобной.

Примеров сторителлинга вокруг нас предостаточно. Чего только стоят разговоры о сыне маминой подруги…

Реклама, которая нас окружает, зачастую — яркое проявление данной технологии.

https://i.ytimg.com/vi/dQTRFubZ1SQ/hqdefault.jpg
https://i.ytimg.com/vi/dQTRFubZ1SQ/hqdefault.jpg

Реклама Макдоналдс, в которой поёт Варвара Визбор, рассказывает нам о свидании — простая и понятная история о девушке, уснувшей от усталости на плече у молодого человека, дотянуться до еды которому помог сотрудник ресторана.

Очень трогательная и лаконичная история про отношения в то же самое время является отличным примером сторителлинга. Нет призыва — «Идите к нам и ешьте здесь!», но интуитивно мы понимаем, что такая красивая история произошла именно в Макдональдсе.

https://i.ytimg.com/vi/DzfQdHBw7bk/maxresdefault.jpg
https://i.ytimg.com/vi/DzfQdHBw7bk/maxresdefault.jpg

Счастливые родители из рекламы каши «ФрутоНяня» рассказывают свою незамысловатую историю о том, что они не спят ночью.

Мы понимаем эту семейную пару, потому что испытывали или испытываем такие же ощущения.

Акцент ролика направлен не на продаваемый товар, а на решение проблем молодых родителей. В этом и есть суть сторителлинга.

Инсталляции в магазинах также могут являться примерами сторителлинга.

https://www.floradecor-ufa.ru/upload/medialibrary/978/978935eb1eee46e1dbfa6f56f95fd0d3.jpg
https://www.floradecor-ufa.ru/upload/medialibrary/978/978935eb1eee46e1dbfa6f56f95fd0d3.jpg
https://marketing.by/upload/medialibrary/038/12.jpg
https://marketing.by/upload/medialibrary/038/12.jpg

Магазины посуды, сервируя столы, продают нам не тарелки и аксессуары, а историю теплого и тихого семейного вечера.

https://allsisters.ru/wp-content/uploads/2017/03/kak-pohudet-7.jpg
https://allsisters.ru/wp-content/uploads/2017/03/kak-pohudet-7.jpg

Техники сторителлинга

Существует несколько стандартных схем, ниже представлены наиболее популярные из них.

Мономиф

История о том, как герой преодолевает трудности. Наш пример о бабушке, носках и собаке, которую она приютила, является примером этой схемы.

Гора

Этот приём можно считать одной из разновидностей предыдущего, где сюжет самой истории может развиваться нелинейно, героя может ждать несколько взлётов и падений, и не всегда рассказ может закончиться в положительном ключе. Обычно это истории о бизнесменах, чьи идеи раз за разом терпели крах, но благодаря которым получился итоговый продукт или компания.

История полковника Сандерса и его компании KFС – типичный пример.

istockphoto.com
istockphoto.com

Рамка

В данной технике использована одна история, под эгидой которой развиваются все сюжеты цикла. Довольно часто в современном медиапространстве используется с проставлением определенных хештегов для массового распространения.

Например, нашумевшая история бренда Reebok, с хештегом нивкакиерамки, где девушки рассказывают истории о том, как они борются с гендерным неравенством в современном мире.

https://static.riafan.ru/uploads/2019/03/19/orig-155300075368e107a97976414f08c4c9df027e7d14.png
https://static.riafan.ru/uploads/2019/03/19/orig-155300075368e107a97976414f08c4c9df027e7d14.png

Как есть и как могло бы быть

Один из самых наглядных приёмов — стандартная техника построения контраста.

https://www.conseilsmarketing.com/wp-content/uploads/2009/03/brightonespanol.jpg
https://www.conseilsmarketing.com/wp-content/uploads/2009/03/brightonespanol.jpg

Начинаем с конца

Используя этот приём, нужно быть очень осторожным, чтобы удержать внимание читателя, несмотря на то, что сначала его знакомят с кульминацией истории. Довольно часто используется в киноиндустрии.

Грамотно включая в свою работу предложенные техники, вы сможете по-новому раскрыть свойства и качества товара или услуги, которую рекламируете и способствуете продвижению. Необходимо помнить, что сторителлинг — всего лишь инструмент. В руках умелого мастера он способен превратить даже самый скучный продающий текст в искусство.

Безусловно, есть люди — превосходные рассказчики, сторителлинг для них — лишь один из способов взаимодействия с окружающим миром. Все остальные этому могут научиться.

https://www.spremutedigitali.com/wp-content/uploads/2017/02/storytelling.png
https://www.spremutedigitali.com/wp-content/uploads/2017/02/storytelling.png

Работайте на Бирже Текст.ру и радуйте всех своим мастерством и хорошими историями.