Экономика Германии внушительна, ее успехи хорошо известны, поэтому очевиден интерес к опыту этой страны со стороны как экономистов, так и политологов. Эта страна стоит как бы особняком среди развитых стран ЕС. В топливно-энергетическом балансе Германии доля органических природных ресурсов составила 82,4%, в том числе 23,9% - уголь, 22,8% - природный газ, 35,7% - нефть. Германия относится к энергодефицитным странам: доля импорта энергоресурсов достигает 75%. При этом в общем объеме потребления нефти доля импорта достигает 97%, природного газа - более 80%. С 1990 г. импорт энергоресурсов вырос на 30%. На долю сырой нефти, импортируемой из России и Норвегии, в 2010 г. приходилось 56% всего энергоимпорта. Кроме того, Германия ввозит каменный уголь из Польши, ЮАР, России и других стран. Доля энергии, произведенной за счет внутренних ресурсов, снизилась в период с 1990 по 2010 г. с 41,7 до 26,7%.
Россия является крупнейшим поставщиком газа на немецкий рынок (35% потребления газа), за ней следуют Норвегия (27%), Голландия (19%), Великобритания и Дания (вместе около 4%). Почти 15% потребности в газе покрывается за счет собственных небольших месторождений на севере страны, где ежегодно добывается около 18 млрд м3 природного газа. Месторождения имеют сложные геологические структуры, затрудняющие добычу, что требует внедрения технологии горизонтального бурения. Целью добычи внутри страны является диверсификация источников газа и поддержание текущих объемов добычи, поскольку рентабельность добычи низкая.
По данным исследования A.T. Kearney, к 2020 г. потребление газа в Германии вырастет на 30%, в основном за счет его роста в электроэнергетике и домохозяйствах. По различным прогнозам, спрос на газ в Европе может вырасти с сегодняшних 478 млрд м3 в год до 675-739 млрд м3 в 2020 г. Одновременно добыча газа в Евросоюзе снизится на 43% как следствие падающих объемов добычи основных производителей на Северном море - Голландии и Великобритании. В результате дефицит газа в Европе может достигнуть 150 млрд м3, в связи с чем потребность в импорте возрастет на 90%, что увеличит зависимость Европы от импорта газа.
Основным потребителем природного газа в Германии является электроэнергетика. Производство электроэнергии в стране традиционно основывается на угольной и атомной энергии, в то же время в последние годы существенно выросло использование природного газа в качестве топлива для электростанций. Доля угля (каменного и бурого) в электроэнергетике снизилась с 57% в 1991г. до 47% в 2010 г., тогда как доля атомной энергии осталась на уровне 26%.
Многие угольные электростанции Германии практически выработали свой ресурс и должны быть заменены в ближайшем будущем. В условиях свертывания атомной энергетики, которое запланировано до 2020 г., в стране возникнет потребность в компенсации 50 000 МВт электроэнергии до 2030 г. Это означает необходимость замены почти половины существующих мощностей. Инвестиционные потребности электроэнергетического сектора с учетом расходов на защиту климата оцениваются в 50 млрд евро. В то же время крупнейшие энергокомпании Германии отложили строительство новых электростанций на органическом топливе в связи с возобновлением политической дискуссии о продолжении эксплуатации атомных электростанций. Вопрос выбора решений о вводе новых мощностей в Германии рассматривается в комплексе целей и критериев энергетической политики. В обосновании структуры энергетического комплекса можно выделить три основные цели, которые оказывают влияние на его долгосрочную устойчивость: надежность снабжения, рентабельность и экологичность.
Еще несколько лет назад задача надежности снабжения не играла существенной роли в Европе, поскольку цены на энергоносители после нефтяных шоков снова стабилизировались. Гораздо больше внимания уделялось задаче обеспечения рентабельности путем либерализации энергетических рынков и экологической совместимости с помощью поддержки развития возобновляемых источников энергии. Сильный скачок цены на нефть и сбои в системах электроснабжения, наблюдавшиеся в разных странах в последние годы, привели к переосмыслению роли надежности энергоснабжения.
Высокие цены на электроэнергию отрицательно сказались и на рентабельности хозяйствующих субъектов потребителей энергии. В условиях все возрастающей борьбы национальных экономик за инвестиции издержки на энергию являются важным критерием конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальной экономики. В последнее время все чаще выходит на первый план в дискуссии о развитии энергетического сектора страны геополитический аспект, обусловленный высокой зависимостью экономики Германии от импорта энергоресурсов.
В свете необходимости выполнения Германией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола особое значение приобретает критерий экологичности того или иного энергоресурса, который влияет и на экономическую эффективность. Например, сжигание дешевого угля малозатратно, но из-за его низкой экологичности использование угля в условиях торговли эмиссионными правами становится дорогим способом производства электроэнергии по причине необходимости покупки прав на выбросы парниковых газов.
В конечном итоге все эти цели следует рассматривать c точки зрения их влияния на экономическую эффективность. Для оценки перспектив роста реализации российского газа в Германии рассмотрим топливно- энергетический баланс страны в разрезе отдельных энергоносителей.
Природный газ
В 2010г. доля природного газа в выработке электроэнергии в Германии была невысокой и составляла 11,1%, однако имела возрастающую тенденцию. В то же время в общей выработке тепла газ является важнейшим энергоресурсом, обеспечивая отопление в общей сложности 48% жилого сектора. Поскольку в этом объеме доля новостроек составляла 3/4, то, очевидно, в будущем значение отопления газом будет возрастать. В промышленности и домохозяйствах сейчас потребляется более 1000 млрд кВт/ч энергии природного газа. Доля газа в совокупном энергопо- треблении выросла в период с 1970 по 2010 г. в 5 раз с 4,3 до 22,8%. Прогнозируется рост использования газа в электроэнергетике Германии, поскольку строительство электростанций, работающих на природном газе, является более выгодным мероприятием по цене и скорости строительства, чем угольных. К тому же электростанции на газе являются намного более экологичными с точки зрения эмиссии парниковых газов, что становится немаловажным фактором в условиях действия Киотского протокола.
В свете предстоящего отказа Германии от атомной энергетики широкомасштабное применение природного газа для выработки электроэнергии могло бы решить проблему роста эмиссии парниковых газов. Вероятно, наиболее существенным риском электростанций, работающих на газе, является высокий удельный вес топливных издержек в структуре себестоимости, что при существенном увеличении цены на газ может отрицательно сказаться на их рентабельности. Снизить риски для электростанций представляется возможным за счет заключения долгосрочных договоров на поставку газа. Большие экономические выгоды принесет экономия топлива за счет проведения мероприятий по повышению эффективности электростанций.
Доля природного газа, используемого в качестве моторного топлива на транспорте, в Германии пока невелика. В 2001 г. Европейская Комиссия приняла резолюцию, предусматривающую перевод 10% парка автотранспортных средств стран Европы на компримированный природный газ к 2020 г.; это составит около 24 млн автомобилей, для заправки которых потребуется около 47 млрд м3 газа ежегодно. За три последних года в Германии построено более 200 газозаправочных станций. Перспективы роста потребления природного газа различными отраслями экономики Германии определяются надежностью поставок газа, ценовой политикой экспортеров газа и внутренними энергополитическими условиями.
Уголь
Уголь является основным энергоресурсом для электроэнергетики Германии. Доля выработки электроэнергии на угле в 2010 г. составила 46,6%, из них 24,9% пришлось на бурый уголь и 21,7% - на каменный. Возникшая в последнее время в Германии дискуссия о возможном ренессансе каменного угля имеет под собой три основания. Во-первых, ожидается технологическое совершенствование угольных электростанций, что позволит повысить их эффективность. Во- вторых, ведутся активные научные исследования с целью создания угольных электростанций с нулевыми выбросами углекислого газа. В-третьих, снабжение Германии углем является более надежным, чем снабжение нефтью или природным газом, поскольку имеется собственное производство внутри страны, а также налажены поставки из ряда таких относительно стабильных стран, как Австралия, Китай, Индонезия и ЮАР.
При возврате к широкомасштабному использованию угля в энергетике это расширение будет происходить в основном за счет роста импорта, поскольку уже сейчас половина угля ввозится в страну из-за рубежа. В условиях отмены государственного субсидирования угольной отрасли и ожидаемого снижения цен на уголь на мировом рынке доля импорта угля будет расти дальше. В текущей энергополитической дискуссии увеличение масштабов использования бурого угля пока не рассматривается серьезно, хотя он единственный энергоноситель, в большом количестве имеющийся у Германии, и является конкурентоспособным без субсидий.
К главным недостаткам угольных электростанций относят большой срок их строительства, равный в среднем 7 годам (для сравнения: электростанции на газе строят 2,5 года), и значительно больший объем выбросов эмиссионных газов. В настоящее время исследуются возможности использования новых, более эффективных и экологичных технологий сжигания угля. При их успешном внедрении доля бурого угля в выработке электроэнергии в Германии и в мире может сильно возрасти.
Атомная энергия
В настоящий момент в Германии эксплуатируется 17 атомных электростанций, их доля в структуре выработки электроэнергии составляет 26,4%. Согласно плану свертывания атомной энергетики доля атомной энергии в энергетическом комплексе страны в следующие годы должна постепенно снижаться. Надо заметить, что отказ Германии от атомной энергетики в мире является особым явлением. В других странах, наоборот, наблюдается ее подъем, строятся или проектируются новые АЭС.
В настоящее время в Индии строится 8, в Китае 4, а в Восточной Европе 7 реакторов. Во Франции и Финляндии строятся ядерные реакторы третьего поколения. Кроме того, Франция объявила о строительстве ядерного реактора четвертого поколения, британское правительство опубликовало стратегический документ о строительстве новых АЭС. Швеция и Голландия продлили срок службы для действующих атомных электростанций. Политика в области атомной энергетики является одним из наиболее спорных энергополитических вопросов в Большой Коалиции в Германии. При этом дискутируется возможность продления срока службы действующих АЭС. В действительности, некоторые из них могли бы работать еще около 40 лет, что означало бы получение больших объемов дешевой электроэнергии, поскольку оборудование многих электростанций по большей части уже амортизировано.
В конечном итоге, при росте цен на электроэнергию и повышении безопасности ядерных реакторов нельзя исключить появления новых АЭС в Германии в будущем. Контраргументами атомной энергетики на обозримое будущее остается проблема обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также ограниченность запасов ядерного топливного ресурса урана.
Возобновляемые источники энергии
В решении задачи обеспечения стабильности энергоснабжения в Германии, бедной энергоресурсами, особые надежды возлагаются на возобновляемые источники энергии, потому что их ресурсы, будь то энергия солнца, ветра или растений, практически неограничены. Кроме того, развитие возобновляемых источников стимулируется Киотским протоколом, поскольку их использование для выработки энергии не влечет за собой массивных выбросов парниковых газов.
Доля возобновляемых источников в структуре производства электроэнергии Германии невелика - 5,8% в 2010 г. Это объясняется тем, что современные способы выработки электроэнергии из возобновляемых ресурсов являются неконкурентоспособными по сравнению с органическими ископаемыми ресурсами. Разрыв в стоимости 1 кВт/ч энергии из возобновляемых и традиционных ресурсов многократен.
Возобновляемые источники могут стать рентабельными в будущем при условии их успешного технологического развития, снижения издержек производства и существенного роста цен на традиционные энергоносители. Официальная позиция правительства Германии такова: «Возобновляемые источники энергии позволяют разнообразить сырьевую базу, делают Германию более независимой от горючих ископаемых и, таким образом, повышают стабильность снабжения и снижают вероятность сырьевых конфликтов. Они являются национальными энергоносителями, участвуя в региональных цепочках создания стоимости и обеспечивая занятость местного населения».
Однако возобновляемым источникам присущ ряд недостатков, о чем часто умалчивают. Так, для дальнейшего роста выработки электроэнергии из энергетических растений (рапс, кукуруза, сахарная свекла и др.) потребуются существенное увеличение площади посадок и дополнительная вырубка лесов для освобождения площадей. А леса, как известно, являются поглотителями углекислого газа. Таким образом, имеет место сокращение эмиссии парниковых газов, с одной стороны, с другой это приводит к увеличению их концентрации в атмосферном воздухе. Кроме того, для выращивания энергетических растений в таких относительно «северных» странах, как Германия, требуется применение удобрений, что негативно отражается на конечном энергетическом балансе «зеленых» источников. Также большинство возобновляемых источников энергии не способно обеспечить постоянную выработку и нести базовую нагрузку, что требует сооружения дополнительных резервных электростанций, работающих на органическом топливе. Так, многие электростанции на биогазе имеют дополнительные турбины на ископаемых топливах. Таким образом, экологичность «зеленых» источников энергии была поставлена под вопрос.
Очевидно, что политика Германии по расширению применения возобновляемых энергоресурсов в стране обусловлена не экономическими соображениями. В ее основе лежит скорее желание диверсифицировать топливно-энергетический баланс и ограничить рост зависимости страны от импортируемых энергоресурсов. Анализ структуры топливно-энергетического баланса Германии в разрезе отдельных энергоресурсов позволяет сделать вывод о том, что в обеспечении устойчивого энергоснабжения на перспективу главную роль будут играть традиционные энергоресурсы природный газ, атомная энергия, уголь при условии обеспечения их безопасного использования. С точки зрения удовлетворения критериям энергетической политики именно природный газ является наиболее оптимальным энергоресурсом (одновременно высокалорийный, экологичный и относительно недорогой вид топлива). На перспективу основным поставщиком газа в Германию в условиях падающей собственной добычи и отсутствия других крупных поставщиков останется российская компания «Газпром».
Социальная сфера
В связи с тем, что социальное рыночное хозяйство Германии довольно часто подвергалось глубоким социально-экономическим спадам, но всегда страна очень быстро выходила из кризисов за счёт грамотных и эффективных реформ, проводимых, в первую очередь, в социальной сфере.
Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и организационная cостовляющая, предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов. Важнейшей чертой системы медицинского страхования Германии, которая является одной из лучших в мире, является принцип солидарности, заключающийся в том, что величина страховых взносов соответствует уровню доходов застрахованных. При этом медицинское обслуживание, стоимость которого может значительно варьировать, не зависит от объёма взносов каждого человека, что позволяет производить солидарное выравнивание. Обеспеченные несут расходы за малоимущих и здоровые за больных, и это даёт возможность обеспечивать социальную защищённость, с одной стороны, не перекладывая ответственность на плечи государства, а с другой не вверяя заботу о собственном здоровье самим больным, заставляя их самих нести всё бремя расходов.
Действующая в Германии система частного медицинского страхования является как альтернативой обязательному медицинскому страхованию, так и существенным дополнением к нему. Имея различную организацию и принципы работы, системы обязательного и частного медицинского страхования направлены на решение одной задачи и могут стать примером реализации грамотной социальной политики и осуществления эффективной системы здравоохранения.
Наибольший удельный вес в структуре социального бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование в Германии включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных.
Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию социальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний уровень, достигнутый работником в течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к повышению про- изводительности труда и увеличению собственных доходов. В связи с рядом причин, коснувшихся не только Германии, но и ряда других стран Европы, основной из которых является меняющаяся демографическая ситуация, связанная со старением населения, с конца прошлого столетия в Германии предпринимался ряд мер, направленных на реформирование системы пенсионного страхования. Основой реформ прежнего и нынешнего правительства стал постепенный переход от существующей перераспределительной системы солидарного страхования к преимущественно накопительной системе. Наряду с недостатками накопительной системы финансовыми рисками, конкуренцией финансовых инструментов, девальвацией национальной валюты предлагаемая система снижает уровень налоговой нагрузки активного населения, стимулирует инвестиции и накопление капитала и является значительным стимулом экономического развития.
Успех экономики Германии на протяжении многих лет заключался в постоянном соблюдении «принципа свободы рынка с социальной сбалансированностью и нравственной ответственностью каждого в отдельности за дело в целом». Суть сложившейся ситуации такова: «государство обременено расходами и теряет прежнюю эффективность; корпорации располагают значительными ресурсами, чтобы активизировать внутрифирменную социальную политику; большая часть населения располагает соответствующими доходами, чтобы активно участвовать в факультативных (добровольных) социальных программах». Борьба с безработицей становится первой необходимостью и приоритетнейшим направлением социальной политики Европы. Изменение места государства в системе социального рыночного хозяйства, направленное на снижение степени госрегулирования в трудовой и социальной сферах, несомненно, должно улучшить ситуацию на рынке труда. Новые правила взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками посредством, например, пересмотра механизма тарифной ав тономии, участия работников в управлении на предприятиях, снижения регулирующей роли государства для создания необходимых условий повышения гибкости рынка труда могут стать инструментами в борьбе с безработицей.
Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что германская модель социально- экономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического чуда», продолжает вызывать живой интерес и сегодня остаётся в центре внимания многих исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако современное состояние экономики Германии показывает, что на практике произошёл значительный перегиб в сторону опекунского отношения государства к населению. В связи с чем сутью современных реформ должно стать стремление правительства Германии к снижению уровня государственного финансирования экономики и пересмотр структуры расходов и налогов. Второй направляющей в социальной политике страны должны стать реформы рынка труда.
Основной целью социальной политики в целом и в первую очередь на рынке труда должно стать создание таких условий, которые бы способствовали развитию «человеческого капитала» и мотивации гражданина на несение ответственности за собственное благосостояние.
О социально-экономическом положении Германии в 2012 году
Экономика Германии в 2012 году остается стабильным, предсказуемым и характеризуется положительной динамикой роста.Так, прирост ВВП в относительных показателях (к предыдущему периоду) увеличился: в I квартале - на 5,2%, а в абсолютных показателях - 32 млрд. евро, во II квартале - 3,6%, а в абсолютных показателях - 22,4 млрд. евро. Основным результатом на рынке труда стало снижение официальной безработицы на 8,2% до 2,9 млн. человек (ранее - 3,1 млн. человек). Уровень безработицы сократился на 0,6 процентных пунктов до 6,9%.
Реальные доходы населения повысились на 2% (номинальные - на 4,1%). Наибольшее повышение совокупных доходов в среднем на 5,3% произошло в таких отраслях экономики как водоснабжение, канализация и уборка мусора. Средняя зарплата в Германии (без учета надбавок) составила 3 264 евро в месяц (брутто); в отраслевом разрезе: энергоснабжение - 4 322 евро, банковское и страховое дело - 4 315 евро, ИТК - 4 299 евро, гостиничное хозяйство - 1 951 евро).
Инфляция составила 2,3% (в 2010 году - 1,1%, в 2009 году - 0,4%, в 2008 году - 2,6%, в 2007 году - 2,3%). В качестве причин (один процентный пункт) называются повышение цен на энергоносители на 9,5%, в том числе на автомобильное топливо - на 11,4%, на мазут - 17,4%, на электричество - на 7,6%. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки повысились на 3,3%, в том числе на продукты питания - на 2,7% и безалкогольные напитки - на 7,1%. Среди продуктов питания подорожали пищевые жиры и масла (сливочное масло - на 28,2%, маргарин - на 8,4%), молочные продукты (сметана - на 12%, творог - на 7,8%, обезжиренное молоко - на 6%), рыба - на 4,4%, фрукты - на 3,5%; среди безалкогольных напитков - кофе (на 21,7%) и фруктовые соки (на 13,6%).
Исходя из увеличения поступления новых заказов, в основном из Бразилии, России, Индии, Китая, Чили, Индонезии, Мексики, Колумбии, Польши, ЮАР, Таиланда, Вьетнама и Турции, на предприятия обрабатывающей промышленности в среднем на 22%, Минфин ФРГ оптимистично прогнозирует прирост валового внутреннего продукта в 2011 году на уровне 3,6% (новая оценка на 2012 год - 1,2%). Общегерманский союз промышленников (Bundesverband der Deutschen Industrie - BDI), в свою очередь, в целом разделяет эту позицию, однако склонен исходить из более скромных результатов - 3%.
Индекс физического объема производства в Германии составил 112%, в частности: - наибольший положительный рост: в автомобилестроении - 125,3%, металлургии - 121%, электротехнике - 117,6%, химической промышленности - 117,6%, ИКТ - 116,2%, машиностроении - 110,7%. - наименьший положительный рост: в фармацевтике - 100,6% и пищевой промышленности - 101,8%. - отрицательный рост: в табачной промышленности - 85,4%, в коксохимической и нефтехимической промышленности - 98,6%.
Объем внешней торговли Германии в январе - августе 2011 года увеличился на 15% до 1292,1 млрд. евро (в январе - августе 2010 года - 1123,9 млрд. евро), в том числе экспорт - 696,8 млрд. евро (увеличение на 14%) и импорт - 595,3 млрд. евро (увеличение на 16,1%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 101,5 млрд. евро и за отчетный период увеличилось на 3,5%.
Исходя из в среднем минимальной продолжительности исполнения заказов, в том числе экспортных, которая составляет 5 - 6 месяцев, предприятиями обрабатывающей промышленности, текущей загрузки производственных мощностей на уровне 80% (в период кризиса, т.е. 2008 - 2009 гг., уровень загрузки снижался на 14 процентных пунктов), увеличение совокупного германского экспорта в 2011 году может прогнозироваться на уровне свыше 23%.
Состояние инвестиционной активности в январе - августе 2011 года (одна из причин для снижения официального прогноза в октябре 2011 года роста ВВП в 2012 году на уровне 1,8%) характеризуется следующими данными: - реальный сектор: приток в ФРГ прямых иностранных инвестиций уменьшился до 4,1 млрд. евро, т.е. на 80%; сумма прямых германских зарубежных инвестиций снизилась на 60%, т.е. с 67,8 до 26,6 млрд.евро; - финансовая сфера: приток в ФРГ портфельных иностранных инвестиций составил 147 млрд. евро, т.е. вырос в 7,6 раза; сумма портфельных германских зарубежных инвестиций, напротив, сократилась на 33,4% до 26,5 млрд. евро.
Несмотря на сохранение благоприятной внутренней и внешней экономической конъюнктуры в средне- и долгосрочном периоде, увеличение собираемости налогов, политическое руководство страны следующим образом комментирует (газета «Хандельсблатт» от 29.06.2011 г.) вопрос возможного снижения налогового бремени (одно из основных предвыборных обещаний ХДС/ХСС и СвДП в 2009 году).
Министр финансов ФРГ В. Шойбле: «Я советую нам всем воздержаться от дискуссий, которые создают большие иллюзии, а потом приводят к большим разочарованиям» (данная позиция разделяется, в том числе, и оппозицией, соответствует предвыборным обещаниям ХДС).
Канцлер ФРГ А. Меркель: «Мы в 2011 году генерируем импульс роста, а именно в виде снижения номинальной ставки подоходного налога» (данная позиция соответствует предвыборным обещаниям ХДС о снижении налогового бремени в 2013 - 2014 гг.).
Вице-канцлер, Министр экономики и технологий ФРГ Ф. Рѐслер: «Мы не должны упустить благоприятный момент для снижения налогового бремени» (данная позиция представляется слишком мягкой по сравнению с предвыборными обещаниями СвДП снизить налоги уже в 2010 - 2011 гг.).
В качестве скрытых факторов риска в сфере государственных финансов Федеральное правительство рассматривает следующие свои обязательства: Стабилизация европейской валюты. ФРГ взяла на себя обязательства по финансированию гарантийного механизма ESM в объеме 190 млрд. евро. Обязательства предусматривают выдачу госгарантий на сумму 168 млрд. евро, а также выплату наличных средств в общеевропейский фонд, начиная с 2013 года, пятью равными ежегодными траншами на общую сумму 22 млрд. евро (указанные наличные средства в расходной части бюджета ранее не предусматривались). ФРГ не исключает ситуацию, когда другие страны-члены ЕС, например Испания, с аналогичными обязательствами не смогут их выполнить. В этом случае финансовая нагрузка на госбюджет ФРГ, а также связанные с этим риски возрастут.
Развитие рынка автомобилей с электрическим приводом. Государственная программа развития внутреннего рынка автомобилей с электрическим приводом (Elektromobilität), утвержденная Федеральным правительством в мае 2011 года, предусматривает единовременное выделение в период 2012 - 2013 гг. бюджетных средств на сумму 1 млрд. евро с целью проведения необходимых НИОКР (аккумуляторные батареи, электродвигатели, рабочие материалы).
Кроме того, Федеральное правительство намерено к 2013 году увеличить долю эксплуатируемых служебных электромобилей до 10%. В качестве стимуляции продаж предусматриваются налоговые вычеты для физических лиц, использующих электромобили для служебных целей. В случае использования для личных целей предусматривается освобождение от уплаты дорожного налога в течение 10-ти лет.
Конечная цель: увеличить парк электромобилей в стране к 2020 году до 1 млн. единиц (достижение данной цели приведет к снижению поступлению налоговых платежей и потребует дополнительной корректировки расходной части бюджета). Энергетическое санирование зданий. После принятия в июне 2011 года окончательного решения о выходе из атомной энергетики ФРГ рассматривает энергетическое санирование зданий в качестве важного элемента вновь сформулированной энергетической политики. Целевой ориентир: снижение на 80% к 2050 году эмиссии СО2 в жилищном секторе. В этой связи сумма ежегодных дотаций на эти цели увеличена с 500 млн. до 1,5 млрд. евро. Сумма возможных ежегодных налоговых вычетов составляет также около 1,5 млрд. евро.
Кроме того, владельцы энергетически санированных объектов недвижимости (подтверждается специальным сертификатом), начиная с 2012 года, получают возможность компенсировать ежегодно до 10% своих инвестиционных затрат посредством уменьшения налогооблагаемой базы (в каждом отдельном случае максимальный период компенсаций не может превышать 10-ти лет).
Благодаря динамике развития мировой экономики и статусу Германии как чемпиона мира по экспорту, товаропотоки будут и дальше нарастать, повысится и роль узловых пунктов и транспортных артерий в Германии. Похоже, что и внутри страны конъюнктура набирает обороты. После нескольких лет топтания на месте показатель климата деловой активности, разработанный Мюнхенским институтом экономических исследований (Ifo) и оценивающий нынешнюю ситуацию в сфере бизнеса и перспективы предприятий, достиг самого высокого уровня за последние 2 года. Важнейший германский барометр конъюнктуры свидетельствует о самой большой эйфории со времен бума, вызванного объединением Германии.
Бюджет Германии в 2013 году
После кризиса и роста дефицитов бюджета в 2011 году Германия адаптировала новое бюджетное правило "Debt Brake", которое предусматривает жесткий контроль над бюджетами федеральных земель и основан на принципе «сверху-вниз», разработка общей концепции бюджета и предельных уровней с последующей их детализацией. В докладе по бюджету Германии на 2013 год отмечается, что бюджет Германии выигрывает от низких ставок обслуживания долга и низкой безработицы, это позволяет сокращать госрасходы в 2013 году на 10 млрд. евро и вносить транши в ESM, 9,6 млрд. евро в 2013 году без необходимости увеличения налогов. Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 10 млрд. евро., 0,5% ВВП. В планах на 2013-2014 гг. даже стоит снижение подоходного налога, для противодействия, так называемому, "tax crepe". В результате в совокупности за два года высвободится 6 млрд. евро доходов домохозяйств. Суть изменений налогов: при прогрессивной шкале налогообложения более высокая инфляция не будет приводить к росту налоговых ставок и налоговой нагрузки.
Новый долг прогнозируется на 2013 год на уровне 18,8 млрд. евро, что на 14,4 млрд. евро меньше, чем в 2012 году. В 2014 и 2015 гг. новый долг составит 13,1 и 4,7 млрд. евро соответственно. Структурный дефицит в размере 0,35% ВВП будет достигнут на три года раньше запланированного срока, в соответствии с Fiscal Compact. Германия предпринимает шаги по переориентированию госрасходов на направления с большим фискальным мультипликатором. К 2016 году доля расходов федерального бюджета на развитие и инновации R&D вырастет до 3% ВВП. Была принята программа развития инфраструктуры на 1 млрд. евро. Правительству Германии не пришлось тратиться на поддержку банков как правительствам других стран еврозоны. Основные риски для бюджета Германии наблюдаются в среднесрочной и долгосрочной перспективе: стареющее население, отношение числа пенсионеров к трудоспособным вырастет с 0,3 в 2010 году до 0,6 в 2060 году. И по тренду, и по стартовому уровню Германия находится в более плохой позиции относительно среднего уровня по еврозоне.
Расчеты Еврокомиссии в конце 2011 года показывают, что для достижения структурной сбалансированности бюджета в долгосрочном плане с учетом демографических характеристик первичный дефицит бюджета должен улучшиться на 3,8% ВВП в пессимистическом демографическом сценарии. Германия уже предпринимает меры для стабилизации ситуации в пенсионной системе, к этому относится постепенное повышение пенсионного возраста до 67 к 2017 году, начатое в январе 2012 года.