Превью:
Художественный фильм "Тот самый Мюнхгаузен"
Снят в СССР в 1979 году
Жанр: трагикомедия, философия
Режиссёр: Марк Захаров
В главной роли: Олег Янковский
Продолжительность: 142 минуты
Призы и награды: Приз за режиссёру Марку Захарову на Международном телевизионном фестивале "Злата Прага"(1980 год), приз "За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск" Марку Захарову на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов" (1981 год)
Эпиграф:
Умное лицо ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица... (барон Мюнхгаузен)
Мы помним эту замечательную сатирическую книжку Рудольфа Эриха Распе о похождениях барона Мюнхгаузен: потрясающее количество отсроумнейших находок, обилие как юмора, так и порой жёсткой сатиры. Вообще-то, книга больше предназначалась взрослой аудитории. Но у нас эту книжку необыкновенно оценили именно ребятишки в своё время, несмотря на не детскую проблематику и идею. Исторический барон Мюнхгаузен, как известно, отличался неуёмной фантазией (запряжённые волком сани, разрезанный напополам конь в Очакове, дерево на голове оленя...) - эти байки барон очень любил потравить среди своих друзей. Кое-что даже протолкнул в печать, - анонимно, разумеется. Однако, Распе втихоря опубликовал похождения барона и не просто в разрозненном виде, собрав в кучу разные байки, а создал цельное произведение с законченный композицией и единым сюжетным ядром. Главное "преступление" Распе было в том, что он снабдил свою повесть полным именем главного героя, чем привёл последнего в неописуемую ярость.
Сценарист и драматург Григорий Горин развернул устоявшийся архетип, - с годами Мюнхгаузен стал синонимом понятия "враль", "лгун", - и создал персонажа, который никогда не врёт. Ни при каких обстоятельствах! И именно это становится причиной конфликта главного героя с обществом, поскольку его невыдуманные истории настолько фантастичны, что поверить в них действительно сложно. Горин написал пьесу "Самый правдивый", спектакль по которой и увидел Марк Захаров. Режиссёру чрезвычайно понравилась постановка и он решил адаптировать эту пьесу под киноверсию...
Пьеса, конечно, была переработана. При этом сценарий построен таким образом, чтобы градус игры со зрителем постоянно был на высоте: например, некоторые истории барона подтверждаются с первых кадров - конкретно, выход оленя с вишнёвым деревом на голове. Этот неожиданный поворот с ходу разворачивает самое первое впечатление о герое, как неисправимом врале. Однако, дальше зрителю предлагаются истории (встреча с Софоклом или Сократом), в которые даже после оленя с деревом на голове трудно поверить. Затем снова даётся нелепая история, имеющая подтверждение и так постоянно. Зритель на грани "верю / не верю" и это формирует очень специфическое отношение как к герою, так и к тому, что происходит на экране.
Вообще, фильм во многом экспериментальный с точки зрения сюжетных приёмов, самого сюжета и идеи, - с самой книгой же (первоисточником) имеет мало общего. Зрителю предлагается игра, основанная на многочисленных иносказаниях, символических приёмах, иррациональных линиях и диалогах: "- Господи, неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой!" (цитата из фильма). Нестандартный юмор создаёт специфическую атмосферу чего-то нелогичного и, опять же, иррационального, благодаря чему развитие сюжета происходит в непривычной для зрителя плоскости: "- Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?" (цитата из фильма). Однако, при цельном анализе вся картина лекго укладывается логически в генеральную идею и никакого диссонанса при опять же общем восприятии не возникает, поскольку сама идея также сколь иррациональна, столь же и гармонична.
И, конечно, это совершенно не детское кино, - критика общества (ханжества и лицемерия) и дискуссия о человеческих пороках, которая предлагается авторами фильма, настраивает на минорный лад и чем ближе к финалу, тем в большей степени.
Первые несколько сюжетных фрагментов предполагают весёлую лирическую комедию: случай с оленем, случай с пастором, уткой, которую били через дымоход... Но дальнейшие события, по мере того как раскрывается душа главного героя, бунтующая против всего архаичного, ретроградного, ханжеского, бунтующая просто против излишней "ослиной" серьёзности, раскрывают драму героя, его конфликт не столько с обществом, сколько с самим собой, потому как неумение идти на уступки далеко не всегда можно расценивать как добродетель. Это весёлая история по сути трагична. Таким, как барон нет места в этой жизни. Им всегда нужно гораздо больше, чем мир может им дать и чем они сами способны взять. И в этом неразрешимость конфликта, потому что герой идёт до самого конца даже тогда, когда нужно бы остановиться. Бесконечная лестница в финале, по которой герой уходит "наверх", в полной мере отображает трагизм: героя не останавливает даже любовь. Герой - бунтарь и видит только идею. И потому данная кинолента не драма, а именно трагедия, поскольку в драме любой конфликт разрешается (хотя бы и через смерть), в трагедии же конфликт длится бесконечно, как лестница, уходящая в небо...
Фильм был немедленно разобраны на цитаты, главная из которых вынесена в эпиграф.
Однозначные и чрезвычайные рекомендации! Все, кто любит странное философское кино будут не разочарованы.
Если материал был любопытен, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
До новых встреч!
© 06.11.2020 Павел Карякин