Железнодорожный музей Санкт-Петербурга насыщен разнообразными составами, существовавшими в России с конца 19 до конца 20 вв. Однако интереснейшими экспозициями являются экспонаты, оживляющие картину железнодорожных станций. здесь встречаются манекены крестьян-переселенцев, проводников, пассажиров с чемоданами, обслуживающего персонала и многое другое.
На фотографии представлена экспозиция крестьянской семьи которые ожидают отправления поезда в Сибирь. Переселенцев перевозили в специальных вагонах, получивших название "Столыпинских". Зрителю представлена семья из четырех человек - муж, жена, сын подросткового возраста и маленькая дочь. Мать крепко держит дочурку на руках и, слушая мужа, тревожно смотрит вдаль. По женщине видно, что ее что-то беспокоит. Возможно это долгая тяжела дорога, а может быть недалекое будущее в Сибири, которое сложно предсказать, т.к. они там никогда не были, никого не знают и не имеют представления об условиях жизни на новой земле.
На указанной фотографии представлена внутренняя часть вагона для переселенцев. Крестьяне ехали неделями до места назначения, поэтому в вагонах было сделано все для их удобства и по доступной цене. Если ранее переселенцев возили в товарных вагонах, то с 1908 года начинается массовое строительство пассажирских вагонов 4-го класса, т.е самого низкого класса в пассажирской тарифной сетке. Вагон имел длину 12 метров и вмещал 40 человек. Причем число сидячих мест равнялось числу лежачих. Полки располагались в 3 яруса: так же, как сейчас в плацкартном вагоне. При этом все три яруса раскладывались в сплошные полати, по всей ширине отсека. На каждой полке было 3 лежачих места. При необходимости в вагонах предоставлялась возможность повесить люльку рядом с полкой матери. Вагон имел подсобные помещения для утвари или птицы.
На фотографии представлено грузовое отделение для перевозки крестьянского скота. За животными приглядывал обслуживающий персонал во время переезда. В экспозиции представитель обслуживающего персонала привязывает лошадь, чтобы она стояла на месте.
В начале ХХ в. скоропортящиеся продукты перевозили вот в таких вагонах. Кузов изотермического вагона для уменьшения тепловых потерь снабжён теплоизоляцией из полистирола, пенополиуретана и других материалов, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной и равномерной температуры воздуха изотермический вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентилирования грузового помещения.
Парк изотермических вагонов разделяется по назначению: универсальные, предназначенные для перевозки всех видов скоропортящихся грузов (рефрижераторные вагоны и вагоны-ледники) и
специальные (для перевозки молока, живой рыбы, вина).
У зрителей есть возможность зайти внутрь вагона и составить представление о его устройстве.
Перед отправлением вагоны даже в 19 и начале 20 вв. тщательно проверялись. Перед обслуживающим персоналам стояла четкая задача - отправить поезд исправным, чтобы обеспечить безопасную дорогу пассажирам всех категорий. В экспозиции осмотрщик вагонов тщательно проверяет колеса состава. Осмотрщики на рубеже 19 - 20 вв. также обслуживали буксовые узлы, требующие постоянной смазки. Квалифицированный работник мог не отцепляя вагон от состава устранить неисправность на месте. К началу 20 в. численность поездной бригады резко уменьшилась после активного внедрения автоматических поездов. Поэтому вся ответственность за состояние вагона возложили на осмотрщика.
В экспозиции посетителям предстает дама на перроне 1930-х гг. Возле нее стоит два больших чемодана. По лицу пассажирки видно, что она кого-то ждет. Или проводника, чтобы зайти в вагон, или она только приехала и ожидает встречающего ее близкого человека.
10 июня 1931 г. на линии Ленинград - Москва начал работу экспресс "Красная стрела"., составленный из мягких вагонов, окрашенных в синий цвет, как это было в начале 20 в.
В почтовом вагоне перевозили очень много важной информации и финансов, поэтому для обеспечения безопасности обслуживающий персонал жил и работал в одном купе, не выходя отсюда. Здесь были спальные апартаменты, обеденная зона и туалетная комната.
На фото изображена оживленная скульптура со сценой прощания. Молодой человек, попрощавшись удаляется от уезжающей дамы. После окончания видео экран становится прозрачным и виден только силуэт застывшей скульптуры на фоне музея.
На фотографии представлена экспозиция телеграфистки начала 20 в. Это одна из первых должностей на железной дороге, где разрешили работать женщине. Экспозиция уникальна тем, что благодаря электронным механизмам посетители могут набрать телеграмму, символы которой отобразятся на стекле.
Экспозиция позволяет посетителям представить порядок осуществления контроля за занятостью локомотивных бригад.
Еще одна интересная жизненная экспозиция о работе санитаров в годы войны. Медсестра приветливо улыбается раненному, пытается его подбодрить, вселить надежду на хороший исход в его жизни.
Здесь же изображена работа слесаря, который налаживает важные детали поезда.
Полное название данной профессии - "проводник пассажирского вагона". Специалисты по обслуживанию пассажиров пути следования были на железной дороге Москва-Ленинград. Ранее проводники ограничивались только обслуживанием пассажиров. Безопасностью вагона занимался кондуктор. Однако с совершенствованием вагонных составов необходимость в кондукторе отпала и у проводников прибавилось количество обязанностей. Теперь они проверяют документы, а на международных линиях следят за соблюдением таможенного и визового режима. Не любой желающий может стать проводником поезда, проводится отбор, как для них, так и для машинистов. Полный комплекс услуг предоставляется для всех пассажиров, вне зависимости от категории вагона.
Мягкие вагоны первого класса в советские годы долгое время красили в синий цвет. Постепенно стары вагоны стали вытеснять новые мягкие вагоны с длиной кузова 20,2 м, которые также окрашивали в синий цвет. В 1950-е гг. экспресс полностью сменил состав: вагоны с деревянными кузовами заменили на цельнометаллические. С 1961 г. "Красная стрела" стала окрашиваться в красный цвет.
В момент нашего посещения музея вагон был открыт для посетителей и мы с удовольствием все внимательно рассмотрели.
В купейных вагонах 32 места в каждом, а в СВ 16. В ваш билет уже включено постельное белье и полотенце. Причем тратить время за заправку кровати не нужно, спальные места уже застелены. Постельное белье всегда новое, максимум три стирки. Всем выдается дорожный набор (содержащий предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества), горячее питание. За дополнительную плату можно приобрести прессу, холодные и горячие напитки.
Максимальный комфорт ждет в VIP-вагоне, где всего максимум 8 пассажиров. Пассажиры вагонов класса люкс могут бесплатно воспользоваться услугами сервисных центров двух вокзалов. Это мягкий вагон повышенного класса, где помимо базовых услуг, предоставляются следующие удобства: индивидуальный сан-узел с дешевой кабиной, подогрев пола, сенсорный смеситель, ЖК-телевизором с CD/DVD-проигрывателем, кнопкой вызова проводника, пресса. В двухместном купе имеется собственный бар. Диван можно разложить как полутора спальную кровать, а верхняя полка откидывается как дополнительная. В таком вагоне можно без дополнительных плат перевозить мелких животных в индивидуальной переноске. В остальных вагонах потребуется выкуп всего купе.
Вот я рассказала об основных оживляющих музей экспозициях. Будите в музее советую не обходить их стороной, а тщательно рассмотрите, пофотографируйтесь, получите огромное впечатление.
Подписывайтесь на мой канал Trаvel/History расскажу много интересного и занимательного.