Найти тему
Финансовое здоровье

НЦФГ рассказал OECD об опыте повышения финансовой грамотности на «удаленке»

6 ноября 2020 года состоялось мероприятие по обмену опытом в рамках проекта OECD по техническому содействию в области финансового образования в странах СНГ. Национальный центр финансовой грамотности представил коллегам опыт в области повышения финансовой грамотности в цифровом формате в период коронакризиса.

Директор НЦФГ Блискавка Евгения рассказала на конференции OECD о том, как компании удалось доставить актуальные знания для заботы о своем финансовом здоровье в период коронакризиса 20 млн россиянам по всей стране. А также о том, как запустили программы повышения финансовой грамотности для сотрудников в более чем 1 500 ведущих компаниях – работодателях страны (таких, как «Сибур», «Автодор», «Евраз», «Татнефть», «Ленэнерго», «Лента», «М.Видео», «Эльдорадо», «Северсталь», «Алроса» и др.).

Весной 2020 года над традиционной ежегодной неделей финансовой грамотности для детей и молодежи в период разгара пандемии нависла угроза срыва. Многие страны отменили проведение недель финграмотности. Население пребывало в панике – никто не понимал как выживать, если пандемия неизвестно сколько продлится, а денег хватит только на 63 дня (и это в лучшем случае),  что будет с кредитными обязательствами, если их не с чего будет оплачивать, как получать пособия от государства и исполнять налоговые обязательства дистанционно? Эксперты НЦФГ решили использовать возможность цифры с тем, чтобы доставлять знания и помогать гражданам справляться с финансовым стрессом.

Что сделали эксперты НЦФГ:

1) собрали вопросы – они поступали к нашим 10 000 консультантам по финансовой грамотности по всей стране, через формы обратной связи, в письмах и чатах – так мы смогли выяснить, какие вопросы вызывают наибольшее затруднение и тревогу;

2) собрали команду уникальных экспертов-практиков для работы над материалами – более 100 специалистов включились в работу;

3) интересные материалы привлекли большое внимание СМИ (за время работы раздела вышло более 300 материалов в ведущих СМИ страны – и при этом СМИ пришли к нам сами!)

4) для массового распространения знаний, нашли сильного партнера для доставки актуальной информации – такими стали социальная сеть «Одноклассники» и портал «Сравни.ру» – и у команды НЦФГ получилось!

Осенью мы повторили успех весенней недели, расширив его программу уникальными для нас форматами – например, познавательными онлайн-экскурсиями по музеям и интересным историческим местам, виртуальными тренажерами финграмотности с вопросами и ответами, а также онлайн-презентациями возможностей доступа к финансовой грамотности в своем родном регионе. Всего мероприятиями недель текущего года мы уже охватили 20 млн граждан, что в 2 раза больше, чем за последние 5 лет регулярного проведений недель.

Программа повышения финансовой грамотности на рабочих местах – очень молодой – осенью 2019 года запустили, а весной 2020 года только начали разворачивать программы очных мероприятий на предприятиях, когда грянула пандемия. Проект оказался под угрозой срыва, так как предприятия стали отменять мероприятия. Однако, в связи с коронакризисом сотрудники оказалось в панике – предприятия искали, как им помочь справиться с финансовым стрессом. Команда НЦФГ пришла на помощь, оперативно развернув программу для массового доступа на онлайн-платформе и мобильном приложении, дополнили актуальными материалами и памятками о том, как заботиться о своем финансовом здоровье в кризис, организовали поддержку сотрудников консультантами по финансовой грамотности в формате ответов на вопросы. Но! Несмотря на все усилия работодатели были очень насторожены. Поэтому эксперты НЦФГ сделали следующие шаги:

1) собрали обратную связь от лидеров индустрии с кем уже посчастливилось успеть начать программы;

2) сделали обзор лучших международных практик в области организации повышения финансовой грамотности сотрудников;

3) вместе с партнерами НАФИ и Superjob провели исследования темы финансовой грамотности для сотрудников в России;

4) организовали цикл мероприятия по распространению опыта для компаний.

1 500 работодателей (вместо запланированных 500) включились в работу, программы заработали в 69 регионах России.  В октябре успехи Программы были отмечены премией за заслуги в области развития человеческого капитала в рамках XXI Саммита HR-директоров России и СНГ в номинации «HR-проект в государственных и муниципальных организациях – 2020», что говорит о признании направления как общественно значимого среди профессионального HR-сообщества.

Директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка добавила: «Мы рады, что нам с командой  удалось не только адаптироваться к текущей реальности, но и воспользоваться новыми возможностями которые она нам предложила (особенная благодарность – Сергею Макарову, Александру Краснослабодцеву, Елене Негру, Елене Немировской, Наталье Колбасиной, Валерии Зинзировой, Наталье Ишимбаевой, Александру Синцову, Стасу Смагину, Ольге Соборновой, Андрею Федяеву), каждому нашему замечательному консультанту по финансовой грамотности – без которых все это просто не было бы возможным, а также нашим партнерам и друзьям. Надеемся, наш опыт будет полезен коллегам и поможет им развернуть еще более успешные программы, направленные на повышение финансовой грамотности. В НЦФГ всегда рады поделиться опытом и лучшими наработками – обращайтесь!».