Приветствую друзья.
Минпросвещения РФ продолжает выпускать рекомендательные письма по организации обучения. И вот сегодня рассматриваем ещё одно письмо «о рекомендациях, по использованию информационных технологий» при широком применении дистанционного обучения.
Итак, о чем письмо.
В письме указывается необходимость выполнять все предписанные ранее Роспотребнадзором рекомендации и санитарные правила. И при изолировании классов, необходимо в полном объёме организовывать обучение с применением дистанционных технологий. Такой переход должен быть быстрым и эффективным. Отмечается, что школа должна решать не только задачи обучения, воспитания, но и сохранять контакт с родителями, в том числе обеспечивая поддержку разных групп обучающихся, учитывая весенний опыт и выявленные проблемы.
В школе должна быть создана электронная образовательная среда, обеспечивающая возможность осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
- Дистанционное обучение не должно увеличивать нагрузку как на учеников/педагогов, так и на родителей.
- Недопустимо неравенство обучающихся из-за технических или иных ограничениях дистанционного обучения. Школьники должны иметь возможность учится даже если им недоступен стабильный Интернет или отсутствуют компьютер, планшет. Такие категория учеников необходимо выявлять и поддерживать обучающихся и из семьи.
- Работа педагога должна быть максимально прозрачной, а взаимодействие с родителями оперативным и конструктивным. Важно, сообщать родителями о результатах обучения ребёнка и выявлять существующие проблемы при онлайн обучении.
- Также приветствуется развитие института взаимопомощи, это когда «сильные» ученики, могут помочь «слабым»; «технически продвинутые» могут помочь учителю с технической составляющей; молодые педагоги помогают педагогам со стажем, например в технической части, при этом опытные педагоги также помогают начинающим, ну и конечно местное сообщество в целом помогает школе и семьям.
Как должна подходить подготовка перехода обучения на дистанционный формат и самообучение?
- необходимо учитывать технические условия работы. То есть, если в школе Интернет с низкой скоростью, тогда образовательные модули целесообразно готовить в формате «для скачивания», чтобы ученик смог скачать его и работать с материалом сам. Такие материалы могут содержать конспекты уроков, а также полезные ссылки на ресурсы и домашние задания.
- В школах с хорошим Интернетом и высокой скоростью подключения целесообразно использовать образовательные платформы, онлайн-уроки. При этом должно быть подготовлено все необходимое оборудование, внедрены регламенты взаимодействия и при необходимости организовано обучение педагогов в технической части.
- Школа должна провести сбор данных о наличии доступа к домашнему интернету как у педагогов, так и у обучающихся, а также осведомиться о имеющихся у них технических возможностях.
- В случае необходимости, компьютерное оборудование, которое есть на балансе школы может быть выдано нуждающимся ученикам и учителям.
- Сайт школы выполняет функцию «единого окна», где ученики, родители и педагоги получают оперативную информацию о реализации дистанционного обучения в школе.
- В рамках одной школы используется единая образовательная платформа (в исключительных случаях допустимо использование двух-трёх платформ), которые лучше всего себя показали на практике использования.
- Должна быть создана единая система обмена письмами/сообщениями между учениками, педагогами, родителями.
Выделяется несколько уровней организации преподавания и обучения.
Минимальный уровень.
Минимальное взаимодействие педагога и ученика, самостоятельное обучение школьника. При таком уровне взаимодействия педагог только пересылает задания и потом проверяет их. Ученики выполняют все задания в обычных тетрадях, потом фотографируют и отсылают выполненные задания. Учитель проверяет, делает пометки при необходимости также фотографирует свои пометки в задании ученика и отправляет ему в виде фотографии данные пометки.
Приемлемый уровень.
Это использование асинхронного режима обучения и готовых пакетных цифровых решений. На данном уровне работа происходит на онлайн образовательной платформе, учитель назначает задания на платформе, далее они проверяются автоматически.
Формат “Перевёрнутый класс».
На онлайн-занятиях отрабатывают навыки и умения, проводятся интерактивные консультации, новый материал отдаётся на самостоятельное освоение учеником. Педагог при таком методе может использовать готовые уроки на цифровых платформах, а на онлайн-уроке взаимодействовать с учениками разбирать задания и вопросы.
При технологии «перевёрнутый класс» максимально используются ресурсы онлайн платформ. Возможно даже назначать индивидуальные задания и строить индивидуальное обучение. Отмечается, что время на подготовку уроков сокращается работая на базе онлайн платформ.
При любой модели дистанционного обучения особое внимание уделяется слабоуспевающим ученикам. На онлайн уроках для них должны быть отдельные посильные задания, нужно добиться понимания учеником материала. Для таких учеников должны быть предусмотрены индивидуальные консультации и их домашние задания проверяются в первую очередь.
При дистанционном обучении младших классов и детей с ОВЗ, учебные материалы необходимо дополнять разъясняющей информацией для родителей.
Методы и технологии обучения меняются. Дистанционный способ требует изменения способов и форм. Сложные материалы предлагается проходить на онлайн-уроках, более легкий оставлять на самостоятельное изучение с помощью учебника или электронных платформ. Дистанционный формат позволяет объединят классы в потоки для изучения нового материала.
Эффективная коммуникация с родителями. Как должна проходить в условиях дистанционного формата?
Активных родителей можно привлекать к формированию школьной рассылки, организации взаимопомощи в родительской группе. Они могут обмениваться своим опытом в социальных сетях.
Семьям, где оба родителя работают НЕ дистанционно, либо рабочая нагрузка высокая и отсутствуют старшие братья и сёстры, которые могут помочь в обучении, необходимо оказывать помощь, проводить онлайн-консультации учеников в маленьких группах, гибко определять объём домашних заданий. Это поможет снизить стресс и нагрузку на родителей, сгладить образовательное неравенство. Возможно таким семьям понадобится психологическая или социальная помощь и классный руководитель должен быть в курсе, чтобы организовать помощь.
Ориентация на психологическое благополучие семьи это приоритет.
Требования к ученикам, у которых не найдены оптимальные технические средства для дистанционного обучения должны быть снижены.
Школа должна помогать родителям организовывать время ребёнка,
Также школа может провозить дополнительные занятия такие как зарядка или рисование, чтобы разгрузить родителей.
Поощряются родительские чаты взаимопомощи, неформальные посиделки, родителей интересных профессий, можно привлечь к мастер-классам в выходные дни.
Важно рассказать родителям как организованы уроки и задания для самостоятельной работы, а также на что нужно обратить внимание при контроле за самостоятельной деятельностью ребенка.
Вот такое длинное письмо Минпросвещения РФ выпустило с рекомендациями по дистанционному обучению.
Полный текст вы можете почитать в самом документе:
Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 N ГД-1736/03 "О рекомендациях по использованию информационных технологий" (вместе с "Рекомендациями по использованию информационных технологий в образовательном процессе).
Ставьте лайк за полезный обзор и подписывайтесь на канал.