Найти в Дзене
тетраграмматон

тайны русской души

На Руси всегда говорили князь батюшка, царь батюшка, потому что власть обязана было заботиться о людях как отец о детях
На Руси всегда говорили князь батюшка, царь батюшка, потому что власть обязана было заботиться о людях как отец о детях

Человек, вопрос которого не решается, теряет доверие к власти, сама власть, которая вроде бы и чем-то занята, а дело не движется, теряет авторитет и силу. В мире нет таких денег, которые позволили бы вам купить лишний день своей жизни, за который вы могли бы сделать добро другим. А это, по-моему, единственный критерий оценки человека и власти. То есть реанимация чувств во всех эшелонах власти законодательной и исполнительной позволит искоренить многие беды в экономике, культуре, социальной политике. Если бы к проблемам населения подходили не формально, а именно с позиций человечности, внимания, доброты многое могло быть гораздо лучше. Россия страна патерналистсткая, роль государства во всех сферах общественной жизни у нас всегда была преобладающей. Мы не Америка, у которой по сути дела не было своего семнадцатого века, а государственное устройство формировалось исходя из максимально возможной индивидуальной свободы. Сравнения с Европой тоже не может быть, поскольку еще сто лет назад Россией правил помазанник Божий, тогда как во многих государствах Европы монархии были уже упразднены или ограничены конституциями. Россия страна традиционалистская, превалирование неформальных общественных ценностей существовали и будут всегда. Лозунг «За Веру, Царя, и Отечество» жив и поныне, вера в сильное государство, добро, справедливость, взаимопомощь неискоренимы в русской душе. И какие реформы мы бы не провозглашали, надо всегда помнить об этих отличительных признаках мировосприятия русского человека, помнить, что отрицание народных ценностей всегда ввергает социум в хаос. Экономика для нас - не рынок, экономика для нас люди. С их трудом потребностями, настроениями. И во всех сферах своей деятельности надо придерживаться этих правил. Этому учит нас и Российская История.

В 1802 году великий русский историк и философ Николай Карамзин в своей работе “О любви к отечеству и народной гордости”, написал такие прекрасные слова, с которыми я согласен всем сердцем: “Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его... Россия - великое государство, которое заслуживает и великой работы и великой любви.

На самом деле забота о других, товарищество, общность целей и интересов для России это фамильная, отличительная черта, если мы вспомним историю, а забывать о ней никогда нельзя, то увидим, что в культуру России западный капитализм проникал с большим трудом, русские отвергали и отвергают индивидуализм.В этом были едины практически все социальные философы, от марксистов до консерваторов. Наш христианский философ Владимир Соловьев давал такую трактовку: «Каждое единичное лицо есть только сpедоточие бесконечного множества взаимоотношений с дpугим и дpугими, и отделять его от этих отношений - значит отнимать у него всякое действительное содеpжание жизни». Все нормальные люди согласны с этой концепцией. Вся моя жизнь, или жизнь кого-то еще, неразрывно связана с семьей, коллегами по работе, друзьями, обществом, государством. Это и есть мое содержание жизни, я, или кто-то другой, можем реализовать себя только в этих аспектах, и все попытки заставить русского человека стать индивидуалистом, думать только о себе, тщетны.

Если лозунг Дарвина «Выживает сильнейший, и жертвы оправданы», стал идеологией западного капитализма, то для русского общества, философов, социологов эволюция сводится к тому, что возможность выживания возрастает в той степени, в которой они адаптируются в гармоничной форме друг к другу и к окружающей среде. Не война всех против всех, а взаимопомощь! Эту идею князь Петр Кропоткин изложил в книге «Взаимная помощь: фактор эволюции», изданной в Лондоне еще в 1902 г. и известной и изучаемой на Западе и сейчас гораздо больше, чем у нас. Он так резюмирует эту идею: «Взаимопомощь, справедливость, мораль - таковы последовательные этапы, которые мы наблюдаем при изучении мира животных и человека. Чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко укоренены в человеке всей силой инстинктов. Первейший из этих инстинктов - инстинкт Взаимопомощи - является наиболее сильным».

Вспомните, еще несколько лет назад своих соседей знали все, во многих подъездах даже не запирали квартиры, никто и не помышлял о решётках на окнах и железных дверях, велосипеды и мотоциклы спокойно стояли во дворах, белье сушили без страха тут же, дети целыми днями гуляли на улице без взрослых, сами посещали кружки, секции, потому что те самые чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности были в душе каждого, и лозунг «Славен трудом человек!» правилом жизни государства. Своих знаменитых врачей, учителей, сталеваров, строителей в каждом городе знали поименно, в лицо, именно они были теми, с кого брали пример, они и были тем авторитетом власти, которая обладала реальной силой своего народа.

Сегодняшние попытки поменять ориентацию русских со здоровых отношений взаимопомощи, справедливости на эгоизм, индивидуализм, губительны и для государства и для человека.