Найти тему
От Урала до Карибов

Полиция у нас и у них. Часть 7.

изображение с ресурса Яндекса
изображение с ресурса Яндекса

В пятой части своего повествования о полиции, я написал о взяточничестве, распространенном среди африканских полицейских. Кто-то сразу подумает - да у нас полицейские еще и не так берут. Действительно, берут. В нашем регионе это как-то не так сильно распространено. Дальнобои, например, называют наш регион «красной зоной», в том смысле, что тяжело на дороге договориться с гайцами. Ну и в других сферах деятельности полиции коррупция не так сильно развита. По крайней мере на нижнем и среднем уровне. Про верхушку молчу. Не знаю, а подозревать опасно для здоровья. Но вот был я в Москве. То была очередная командировка в Центр подготовки миротворцев в качестве инструктора.

Был на курсах в моей группе один подполковник, грузин по национальности. Работал он начальником штаба в одном из райотделов Москвы. Как-то, в перерыве между занятиями, вышли на улицу — кто покурить, кто просто дымом подышать. И вот он у меня спрашивает: «А сколько у вас карточки стоят?» Я сначала даже растерялся. «Какие, - спрашиваю карточки?» Он говорит: «Ну как какие? Обычные по уголовному делу». Я говорю: «Откуда я знаю сколько они стоят. Мы же их не покупаем. Нам централизованно привозят из МВД». Он удивленно так на меня посмотрел, потом опять: «Ты не понял. Я спрашиваю сколько стоит не бумага, а карточка? Карточка на состав преступления». И тут я понял. Так понял, что мне даже немного стыдно стало за свою несообразительность.

Здесь необходимо пояснить несведущим. Тем, кто далек от милицейских будней. В любой деятельности имеется статистическая отчетность. Кому-то это покажется странным, но в МВД тоже есть отчетность по преступлениям. Статистика. Кстати, надо сказать, что эта статистика здорово вредит настоящему делу и попортила немало крови сотрудникам. Для того, чтобы отслеживать уголовную статистику, по каждому уголовному делу заводятся статистические карточки. Форма № 1 заводится сразу как только возбуждается дело. Причем — это форма собственно не на дело, а на преступление. Поскольку в деле может быть несколько преступлений, то и карточек таких в деле может быть несколько. И по каждому этапу расследования преступления выставляются карточки - на продление срока расследования, на окончание расследования и так далее. Одним из показателей деятельности полиции, причем не всегда самым важным, является раскрытие преступления. Чем больше раскрыто, тем лучше. У кого раскрываемость меньше, с того снимают стружку по итогам месяца, квартала или года. Иногда санкции бывают очень строгие. Поэтому дефицит карточек формы 1.1. на оконченное расследованием преступление является постоянной головной болью для начальства и оно - это начальство, гоняет своих подчиненных в хвост и в гриву, заставляя раскрывать преступления или выявлять их. Так вот, вспомнил вдруг, как читал книгу Даниила Корецкого, по моему «Антикиллер». И там описывался такой случай, когда соседние РОВД помогали друг другу, перекидывая карточки на оконченные преступления, если у кого ситуация была вообще «швах». Процесс этот сложный, но возможный. В принципе уже это является должностным преступлением. Но там, в книге это делалось бесплатно. В порядке взаимопомощи, так сказать. А тут он меня спрашивает сколько стоят карточки. Значит у них в Москве их продают? Он подтвердил, что да, в Московских райотделах вовсю идет торговля статистическими карточками. В зависимости от вида преступления стоимость может составлять от двух до пятнадцати тысяч (это был 2010 год). Я поинтересовался а где деньги берут? Он опять удивился: «Как где? С сотрудников собирают. Раз не могут раскрывать, значит пусть раскошеливаются». Логично, в принципе. Только вот деньги они берут не из зарплаты.

Из разговора с этим подполковником я уяснил, что в Москве полиция на зарплату не живет. А тот кто живет — лох и долго не продержится. Не место ему там. Все продается и покупается. Как он мне сказал: «У нас нет такого понятия как дружба». Вот, например, завтра ты дежуришь. Но тебе нужно подмениться. Нет проблем. Такса установлена: пять тысяч обычный день, десятка в выходной, ну а в праздник как договоришься.

Или вот, например, нужны прокурору деньги. Машину хочет обновить. А где их взять? Идет прокурор в РОВД. Проверяет условия содержания доставленных. И выявляет нарушение. А нарушения в деятельности любого полицейского, особенно в дежурной части, выявить очень даже просто. Система работает так, что человек просто не сможет не нарушить закон. Ну так вот, выявляет прокурор нарушение в дежурной части, возвращается к себе в кабинет и говорит следователю комитета, что надо бы возбудить уголовное дело. Дело возбуждается и копия постановления направляется начальнику РОВД. Если дежурный нужен начальнику РОВД, то он собирает всех руководителей и говорит: «Так, парни. Прокурору надо 300 тысяч рублей до конца месяца. Значит ты несешь полтинник, ты тоже полтинник, ну а с тебя десятка». И так далее. Собирают деньги, несут прокурору. Взамен получают папку с уголовным делом, которую начальник на следующем собрании рвет при всех в клочки.

Тут я опять затупил. А по какому принципу он определяет кому сколько нести? По званию что ли смотрит? Или по должности?

«Звание здесь ни причем. Начальник знает — кто с чего кормится. У этого ларек около метро, поэтому с него полтинник. А у этого ларек сгорел. Поэтому с него десятка».

Потом, в один из дней, он отпросился с занятий. Когда я поинтересовался причиной, он ответил, что знакомый попался гаишникам. Надо выручать. На следующий день я спросил его удалось ли выручить знакомого? Он сказал, что да, удалось. «Бодались» долго, но потом сошлись на десятке, а сначала просили пятнашку». Да, подумал я, тяжело служить в Москве. Я бы не смог.

Не знаю как насчет всей московской полиции, наверняка есть в ней и честные люди, которые служат как положено, по закону и по совести, а не используют свою службу для улучшения собственного благосостояния. Хотя в свете событий с арестами сотрудников правоохранительных органов с миллионами и миллиардами в квартирах, возникают сомнения в том, что честных сотрудников там достаточно много.

А грузин этот был очень, скажем так, пронырливый и как я понял без подношения он вообще ничего не умел делать. За то, что его отпустили тогда помочь другу, он приволок какую-то копченую рыбину. А когда приблизилось время сдачи экзаменов, так он притащил коньяка, закуски всякой, сказал, что это для подготовки к экзаменам. Я ему сказал, что никакие его дары мне не нужны, а если будет настырничать, то я сделаю так, что он вообще до экзаменов не дойдет. Обиделся парень. От чистого сердца действовал. Но потом я узнал, что и коньяк и приложение к нему нашли все-таки понимающего человека.

Продолжение следует.

предыдущая часть здесь

ставьте лайки и дизлайки, не забывайте комментировать, особенно дизлайки. с чем не согласны?