Мини-сериалу Netflix «Маньяк» довольно сильно не повезло на старте. Он изначально страдал от завышенных ожиданий: это была вторая телевизионная работа режиссер Кэри Фукунаги после революционного «Настоящего детектива», а главные роли исполнили две голливудские звезды первой величины - только что получившая «Оскар» Эмма Стоун и Джона Хилл. «Маньяк» поражал масштабом замысла - сочетанием разных жанров, от костюмной истории ограбления до сай-фай боевика до эпического фэнтези в духе «Властелина колец». Ну и наконец ради роли в сериале Джона Хилл похудел на 50 кг, еще больше подогрев интерес широкой публики к сериалу.
Но когда, накрученная невероятными ожиданиями аудитория, наконец получила возможность сериал посмотреть, она испытала разочарование. Первая пресса была так себе, первые отзывы зрителей - недоуменными. Пожалуй, это неудивительно, ведь пилотный эпизод «Маньяка» и правда вышел не самым удачным: Фукунага бросает неподготовленного зрителя в супер-сложно устроенный мир насыщенный огромным количеством экзотических и непонятных деталей. Что это за люди, что происходит, как устроен мир - понять и как-то разобраться зрителю удается примерно к третьему эпизоду. В результате многие бросили работу Фукунаги на старте, а зря.
Итак. Недалекое будущее в альтернативной вселенной, очень похожей на нашу. Гигантская корпорация под руководством гениального ученого проводит революционный эксперимент - полностью заменить традиционную, придуманную Юнгом и Фрейдом терапию обычными таблетками. Три пилюли позволят человеку познать себя, идентифицировать ключевую проблему или воспоминание, не позволяющее ему быть счастливым, и уничтожить его раз и навсегда. Таблетки абсолютного счастья и психологического здоровья.
Наши главные герои - двое испытуемых. Наркоманка Энни и страдающий, кажется, всеми возможными фобиями и психическими заболеваниями Оуэн - нелюбимый сын миллиардера, сколотившего состояние на мини-роботах, убирающих с улиц собачьи какашки. В ходе эксперимента каждый участник, приняв таблетку, отправляется путешествовать по своему подсознанию под чутким присмотром врачей и искусственного интеллекта GRTA (она же Герта).
И вдруг случается невероятное. Совершенно неожиданно для ученых, Энни и Оуэн встречаются. В любой симуляции, в любом путешествии по подсознанию, несмотря на все усилия ученых - они непременно увидятся и будут вместе. Вместе будут пытаться украсть утерянную главу книги Сервантеса «Дон Кихот» в Америке начала века, вместе будут спасать мир от угрозы инопланетного вторжения… Они встретятся в истории про жестокую мафию - мрачном криминальном триллере и в истории про эльфийского наемника, который помогает принцессе выполнить загадочный квест.
«Маньяк» по-хорошему странный сериал, предлагающий зрителям красочные и необычные обстоятельства для того, чтобы рассказать важную историю. Вся эта бутафория, все эти масштабные декорации, экзотические локации и, порой, подчеркнуто каррикатурные второстепенные герои тут только для того, чтобы поговорить о дружбе. О том, что человеку сложно быть одному. Человеку сложно в одиночку понять самого себя. Человеку, цитируя героя «Соляриса», обязательно и непременно нужен другой человек. И совершенно не обязательно нужен для романтических отношений (этот вопрос остается подчеркнуто открытым даже после финала). Разумеется, кроме этого в «Маньяке» есть еще много содержательных мыслей: о психическом здоровье, о психотерапии и травмах, которые остаются с нами, меняя и годами искажая жизнь. Но это, пожалуй, скорее дополнение к важному основному высказыванию.
В результате «Маньяк», если его все-таки досмотреть, это выдающийся мини-сериал, глубокий, тонкий, точный, с изумительно сконструированной историей и четырьмя замечательными актерскими работами. Кроме того, если вы любите не просто смотреть сериалы, а «разгадывать» авторские послания, искать скрытые смыслы, отсылки и важные детали, которые вроде бы кажутся ничего не значащими, а на самом деле значат вообще всё - то «Маньяк» вам непременно понравится.