Найти в Дзене

Шведские броненосцы береговой обороны: “Sverige”, “Oden”, “Aran”

“Sverige”
Броненосцы береговой обороны типа “SVERIGE” – 3 ед.
“Sverige”
6852/7516 т, 120х18,6х6,5 м. ПТ-2, 12 ПК, 25400 л.с. = 22.5 уз., 340/776 т уг. + 100 т нефти. Броня: пояс 200-60 мм, башни 200-100 мм, рубка 175 мм, палуба 40-30 мм. Эк. 427 чел. 4 – 283 мм/45, 8 – 152 мм/50, 6 – 75 мм/50, 2 – 57 мм, 2 пул., 2 ТА 533 мм.
“Sverige”
“Sverige”

Броненосцы береговой обороны типа “SVERIGE” – 3 ед.

“Sverige”
“Sverige”

6852/7516 т, 120х18,6х6,5 м. ПТ-2, 12 ПК, 25400 л.с. = 22.5 уз., 340/776 т уг. + 100 т нефти. Броня: пояс 200-60 мм, башни 200-100 мм, рубка 175 мм, палуба 40-30 мм. Эк. 427 чел. 4 – 283 мм/45, 8 – 152 мм/50, 6 – 75 мм/50, 2 – 57 мм, 2 пул., 2 ТА 533 мм.

“Sverige” 12.1912 / 3.5.1915 / 10.5.1917 – искл. 1953
“Drottning Victoria” 1915 / 15.9.1917 / 1921 – искл. 1957
“Gustaf V” 1915 / 31.1.1918 / 1.1922 – искл. 1957

Необычные боевые корабли, последние в мире классические броненосцы береговой обороны. В отличие от всех своих предшественников были оснащены паровыми турбинами и имели высокую скорость хода. Значительная часть средств на их постройку была собрана населением Швеции по подписке. До окончания Первой мировой войны вошел в строй только головной “Сверье”; остальные два корабля отличались несколько большими размерениями (длина 121,6 м, нормальное водоизмещение 7125 т) и меньшей мощностью машин (24000 л.с.). Все три броненосца неоднократно модернизировались и находились в боевом строю до 1950-х годов; последним был сдан на слом в 1970 году “Густав V”.

-3

Броненосцы береговой обороны типа ODEN – 3 ед.

“Oden” 1894 / 9.3.1896 / 8.6.1897 – искл. 1937
“Thor” 1896 / 7.3.1898 / 29.6.1899 – искл. 1937
“Niord” 1896 / 31.3.1898 / 23.2.1899 – искл. 1922

3445/3715 т, 86,3х14,77х5 м. ПМ – 2, 6 ПК, 5330 л.с. = 16,5 уз., 300 т уг. Броня: пояс до 243 мм, башни 247 – 200 мм, рубка 247 мм, палуба 49 мм. Эк. 262 чел. 2 – 254 мм/42. 6 – 120 мм/ 45, 8 – 57 мм. 2 – 57 мм зен.

Приведены характеристики головного корабля; “Тор” и “Ньорд” немного отличались величиной водоизмещения (3328/ 3720 т) и типом брони (гарвеевская вместо стальной фирмы “Крезо”). В 1914- 1917 годах все три броненосца капитально переоборудованы (до этого были двухмачтовыми и двухтрубными); с них сняли торпедные аппараты, заменили котлы. После исключения из состава флота служили в качестве блокшивов, а “Ньорд” – кораблем-целью, позже – плавучей зенитной батареей. Все сданы на слом в 1942 – 1945 годах.

“Aran”
“Aran”

Броненосцы береговой обороны типа ARAN – 4 ед.

“Aran” 1899 / 14.8.1901 / 7.9.1902 – искл. 1947
“Wasa” 1899 / 29.5.1901 / 6.12.1902 – искл. 1940
“Tapperheten” 1899 / 7.11.1901 / 1903 – искл. 1947
“Manligheten” 12.1901 / 1.12.1903 / 3.12.1904 – искл. 1950

3650/3735 т, 89,7х15,02х5,3 м. ПМ-2, 8 ПК, 5500 л.с. = 16,5 уз., 370 т уг. Броня: пояс до 175 мм, башни 190-125 мм, барбеты 100 мм. Эк. 285 чел. 2-210мм/44, 6-152 мм/44, 10-57 мм, 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Броненосцы типа “Эран” конструктивно повторяли “Дристигетен” и отличались лишь размещением 152-мм орудий (в башнях вместо каземата). После Первой мировой войны неоднократно модернизировались, дожили до 1950-х годов и даже после исключения из состава флота долго служили в качестве вспомогательных судов и блокшивов. Корпус “Эрана” затонул 1.11.1968 во время его буксировки на слом.