Освоение Арктики имело огромное значение для русских. Ее просторы и богатства давали возможность прокормиться многим поколениям русского населения, которое хотело жить самостоятельно, вне централизованной власти, складывавшейся в среднерусской полосе.
Проникновение русских на Шпицберген, возможно, началось еще в xv веке, но, официально считается, что регулярные плавания поморов на Грумант (Шпицберген) начались в XVII веке.
Поморы занимались на архипелаг зверобойным промыслом и сбором гагачьего пуха. Ежегодно купцы из Архангельска, Вологды, Колы и Даниловский старообрядческий монастырь отправляли на архипелаг 5-9 судов.
Активное освоение богатств архипелага продолжалось до середины XIX века, но затем прекратилось и остров начали эксплуатировать только норвежцы.
Норвежцев на остров привели сами поморы. В конце XVIII века в северных провинциях Норвегии отменили запрет на меновую торговлю с поморами. Норвежцы стали активно снаряжать полярные экспедиции, и укреплять контакты с поморами, которых использовали как проводников и шкиперов.
В 1794-1795 году состоялась первая норвежская экспедиция на Шпицберген. В ней участвовал помор Никифор Странов (погиб во время нее).
А регулярные плавания норвежцев на Шпицберген начались с 1819 года.
Русские, начиная с начала XIX века, постепенно прекращали свои промыслы на архипелаге. Все больше гибло людей, и все меньше было выгод. Поэтому, все меньше было "охочих людей" на промыслы.
Все это создавало экономические препоны для организации экспедиций на архипелаг.
Вторжение англо-французской эскадры в Белое море в годы Крымской войны привело к полному прекращению поморских промыслов на Шпицбергене и Новой Земле. Военные корабли неприятеля захватывали любые попадавшиеся им поморские суда как на берегу, так и на море. Большая часть поморского населения вынуждена была прекратить выход в море и искать себе другие источники заработка. Разорение поморских деревень и становищ в годы войны не позволяло быстро возобновить промыслы по окончании военных действий. Количество лодей и кочей – основных типов промысловых судов, использовавшихся для арктических плаваний, сократилось в Архангельской губернии на 20 %. - монография Т.Минаевой и Гортера Валинга "Поморское и норвежское освоение Шпицбергена в первой половине XIX века"
В результате конкуренцию выиграли норвежцы. С 1852 года только из одного порта Хаммерфест на Шпицберген ежегодно выходило 14-17 судов.