Найти тему

Итоговое сочинение. "Время перемен" ч. 2

Оглавление

Рассмотрим сегодня направление в концепции «Человек в эпоху перемен» - влияние  на личность исторических событий, в эпоху которых он живет. Одна их самых сложных при этом тем русской литературы касается периода революции и гражданской войны.Публицистика. Прочитайте выдержки из статей А. Блока «Интеллигенция и революция» и М. Горького «Несвоевременные мысли». Сравните, попробуйте увидеть разницу в восприятии одних и тех же событий.

Фото автора.
Фото автора.


А. Блок «Интеллигенция и революция» (1918 год)

«Дело художника, обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".Что же задумано?Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, это называется революцией. Меньшее, более умеренное, более низменное - называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией».«Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда - о великом».«Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не все потеряет. Дворец разрушаемый - не дворец. Кремль, стираемый с лица земли, - не кремль. Царь, сам свалившийся с престола, - не царь. Кремли у нас в сердце, цари - в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимаются только вместе с сердцем и с головой».«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию».М. Горький «Несвоевременные мысли» (1917-1918)«Отнюдь не следует думать, что революция духовно излечила или обогатила Россию».«Убийство и насилие — аргументы деспотизма, это подлые аргументы — и бессильные, ибо изнасиловать чужую волю, убить человека не значит, никогда не значит убить идею, доказать неправоту мысли, ошибочность мнения».«Надо же понять, пора понять, что самый страшный враг свободы и права — внутри нас; это наша глупость, наша жестокость и весь тот хаос темных, анархических чувств, который воспитан в душе нашей бесстыдным гнетом монархии, её циничной жестокостью. Способны ли мы понять это? Если не способны, если не можем отказаться от грубейших насилий над человеком — у нас нет свободы. Это просто слово, которое мы не в силах насытить должным содержанием. Я говорю — наши коренные враги глупость и жестокость. Можем ли мы, пытаемся ли мы бороться с ними?»«Наиболее успешно и могуче будит в нашей душе ее добрые начала сила искусства. Как наука является разумом мира, так искусство — сердце его»

.И. Бабель «Конармия».


Состоит из рассказов. Каждый самостоятелен, связаны рассказчиком Кириллом Васильевичем Лютовым.Рассказ «Соль»Обратите внимание на жанр, форму рассказа - он написан в форме докладной. Таким  образом автор получает возможность подчеркнуть бездушие происходящего, отсутствие сострадания, потому что окладная - официальный документ, эта официальность документа и передает бездушие происходящего.В рассказе словно использован язык митингов, воззваний, плакатов:«Мы, бойцы второго взвода клянёмся перед вами, дорогой товарищ редактор, и перед вами, дорогие товарищи из редакции, беспощадно поступать со всеми изменниками, которые тащат нас в яму и хотят повернуть речку обратно и выстелить Росею трупами и мёртвой травой. За всех бойцов второго взвода – Никита Балмашев, солдат революции». Подумайте, почему именно такая фамилия у героя? (Балмашев, значит взбалмошный)Отвечая на следующие вопросы, вы сможете построить рассуждение по рассказу.Почему действие рассказа происходит на железной дороге?Почему важно сказать, что в мешке оказывается именно соль и что перевозит мешок женщина?Как герой называет свою винтовку. Как это его характеризует?Как вы думаете, почему в рассказе нет эпизода обдумывания Балмашевым поведения «антиресного дитя»?Каким Бабель рисует Человека в эпоху перемен? Как на обычного в общем-то человека влияет эта эпоха перемен?

Поэма Блока «Двенадцать»


Самое спорное произведение поэта, в основном из-за неоднозначности финала.12 небольших главок отличаются по звучанию: здесь и частушка («Он в шинелишке солдатской /С физиономией дурацкой/Крутит, крутит черный ус,/Да покручивает,/Да пошучивает...»), и народная песня («Как пошли наши ребята/ В красной гвардии служить — /В красной гвардии служить — /Буйну голову сложить!»), и марш («Кругом — огни, огни, огни.../Оплечь — ружейные ремни...»), и блатные напевы, и причитания, и молитва («Упокой, Господи, душу рабы Твоея...»). Смена ритма передает общую сумятицу жизни, все построено на контрасте: «Черный ветер, белый снег».Главные герои – 12 красногвардейцев, которые изображены всегда в движении. И выступают они и как революционный дозор, и как апостолы нового времени (недаром же их 12). Поэт нисколько не идеализирует персонажей. Напротив, у нихВ зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!Такие люди не остановятся ни перед чем: ни перед кровью, ни перед смертью. Все злое и жестокое, что несет в себе революция, выражено у Блока в образах красногвардейцев. Но вместе с тем, они готовы жизнь отдать за неясные пока им самим цели революции. Подобная двойственность проявляется во всем. Патруль, призванный охранять людей, следить за порядком, на деле убивают из мести.«Система ценностей и духовный мир героев представлены в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Глава заканчивается словами: «Упокой, господи, душу рабы твоея…. Скучно!». О чьей гибели говорит поэт? Вероятно, о Катькиной. Только она погибает вместе с Русью от рук неверующих.В девятой и десятой главах рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью, в ней нет места «старому миру», он жалок и бесприютен, у него нет будущего, поэтому «старый мир», как пёс, поджал хвост и «стоит безмолвный». Да ещё вьюга метёт так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!».Главный вопрос поэмы: почему в финале появляется образ Христа?Он возглавляет революционное движение? Почему тогда в него стреляют, почему его НЕ видят красногвардейцы?Он «за вьюгой невидим», но впереди - значит, это возможное будущее? То, к чему Россия обязательно придет?Вряд ли кто-то сможет дать однозначный ответ на эти вопросы.  Вот только один из вариантов:«Можно предположить, что образ Христа должен символизировать высокий нравственный идеал, способный привести людей к реальной гармонии. Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы берёт в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не может оставить это слабое, несовершенное создание – двенадцать красногвардейцев – наедине с этим злобным миром. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма и вьюга в человеческих душах уступят миру света, добра… Борьба добра и зла вечна, и мы все знаем, что добро так или иначе побеждает. Ведь неслучайно поэма, начинающаяся чёрным вечером и чёрной злобой, заканчивается белым цветом и светлым ликом Христа».