У моего деда было несколько музыкальных инструментов, и среди них — купленная больше полувека назад португальская мандолина. Вернее, «португальская» — это её разновидность, а так мандолина была самой обычной, ленинградской, производства фабрики имени Луначарского.
Всё моё детство эта мандолина валялась в чулане, на антресоли, на шкафах и имела статус ненужного хлама, который жалко выкинуть. Потом, когда музицирование прочно вошло в мою жизнь, я что-то пробовал на ней играть, даже хотел поставить новые струны — но тут кто-то на неё ненароком сел, так что раненый инструмент снова отправился в дальние углы квартиры до лучших времён.
А потом началась пандемия, работы стало меньше, свободного времени больше, я вспомнил про бедную никому не нужную мандолину и решил сделать из неё конфетку. В этом посте — краткая фотохроника моих над ней дилетантских издевательств.
Первым делом я вдоль и поперёк изучил форумы гитарных мастеров, узнал все нюансы теории мандолиностроительства — и приступил. Снял старые колки, сточившиеся лады и прочие внешние детали, купил насадку для дрели и ацетон, начал счищать глянцевое покрытие.
Не тут-то было! Чтобы довести мандолину до состояния симпатичной отшлифованной деревяшки, пришлось приобрести специальную смывку для лаков и красок и долго и упорно счищать этот самый лак шпателем, а потом разными видами наждачной бумаги.
С колками, кстати, тоже не всё просто. Сейчас можно легко купить нормальные колки для любой гитары, для укулеле, даже для домры и балалайки — но только почему-то не для мандолины. Вернее, в паре интернет-магазинов они есть, но они стоят дороже трех тысяч и вообще непонятно, в наличии ли. В общем, пришлось впервые в жизни воспользоваться «Алиэкспрессом».
Пока из Поднебесной добиралась фурнитура (колки, лады, порожки и так далее), снял нижнюю деку.
Эксперимент с покупкой колков в дальнем зарубежье провалился: расстояния между барабанчиками, на которые наматываются струны, и длина этих самых барабанчиков на китайских колках оказались больше, чем на советских.
Потом приехали горюче-смазочные материалы. Слева морилки, справа столярный клей «Тайтбонд» (это лучший клей для дерева!), а по центру в жестяной баночке — тунговое масло для отделки корпуса.
Начал приклеивать на место специальные реечки внутри корпуса, усиливающие корпус и влияющие на звучание (они называются рипы) и нижнюю деку при помощи нехитрых советских приспособлений :)
В процессе шлифовки и склеивания больше всего пострадала самая узкая выступающая часть дна, переходящая в гриф: черный кант сточился до нуля, а после приклеивания дна образовалась огромная щель — это как-никак первый опыт в склейке дерева. В итоге получилось как-то так.
Затем вырезаю лады и клею их на эпоксидку. Получилось не очень: кажется, что все криво, косо и в клею.
Теперь самое интересное: покрытие морилкой. Так выглядел полностью отшлифованный инструмент перед нанесением морилки «Орех» из ближайшего строительного магазина. Вообще, я купил штук пять разных морилок, и ореховая показалась мне самой симпатичной.
Первый подход к морилке:
Через сутки — второй слой:
Еще через сутки покрываю тунговым маслом и отправляюсь в магазин за стальной ватой — деликатным аналогом наждачки, которым буду полировать каждый из 3–4 нанесённых слоев масла.
После нескольких таких циклов (покрытие маслом и полировка стальной ватой) прошло какое-то время: масло высохло, и поверхность дерева стала приятно матовой.
Продолжение следует :-)