Найти тему
Parnas on-line gallery

Драконы в истории средневековья.

Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом»
Паоло Уччелло «Битва святого Георгия с драконом»

Тяга к запредельному в 21 веке возродила из древней мифологии многие образы, дошедшие до нас благодаря изобразительному искусству.

Одним из таких образов является Дракон – фантастическое существо, которое, по присказкам далеких предков европейцев, обитали на современных землях. С научной точки зрения этому нет подтверждения (за это отвечает археология), но вера в потерянное звено могущественного вида не ослабевает.

Дракон – это собирательный образ, проявляющийся во многих культурах. Даже в славянской мифологии шла речь о Змее-Горыныче – кровожадном и опасном звере (иногда ограниченно разумном), к тому же, о трех головах.

И. Я. Билибин «Добрыня и змей» (1941)
И. Я. Билибин «Добрыня и змей» (1941)

На востоке драконы являлись частью культа, а традиции поклонения им сохраняются до сих пор. Европейские же драконы ближе к славянским представлениям об огнедышащем существе, само же слово «дракон» происходит из греческого языка и впервые появляется в текстах религиозника и философа М. Грека.

Дракон в английском Бестиарии 13 века
Дракон в английском Бестиарии 13 века

В европейской культуре, а точнее – книжной миниатюре, упоминание о драконах появляется в «Этимологии» Исидора Севильского, это французский документ 12 века и, как большинство произведений того времени, его иллюстрация красочна и слегка наивна.

В своих материалах мы уже обсуждали, чем отличается Средневековое изобразительное искусство. Почти все сюжеты тогда были религиозными, а религиозность подразумевает канон. И что еще важно – манера изображения. Средние века откинули заслуги неблагочестивого художественного прошлого, и словно начала с начала выработку живописного языка.
Дракон на  страницах «Этимологии» Исидора Севильского. Франция 12 век
Дракон на страницах «Этимологии» Исидора Севильского. Франция 12 век

Все персонажи, в том числе мифологические, отдают явным примитивизмом: у них нарушены пропорции, морфология и опущены многие детали. Другими словами, живопись средневековья напоминает пиктографию и мало чего общего имеет с реальностью.

Бестиарии и религиозные тексты насчитывают огромное количество изображений сюжетов с драконами в главной роли. Вот, например, Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.

Дракон лижет человека. Французский Бестиарий
Дракон лижет человека. Французский Бестиарий

Дракон в данном случае воплощает порок распространения сплетен, ведь злостные сплетники также незаметно отравляют человека своим словом (Bestiaire d'Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz).

Дракон с мечом в "Пророчестве римских пап".Италия 1600 год.
Дракон с мечом в "Пророчестве римских пап".Италия 1600 год.

Одним из центральных сюжетов, в которых появляется Дракон – победа над ним Святого Георгия. Часто Дракон упоминается как посланник Ада или Дьявола (или его воплощение), а также предвестник Апокалипсиса, если в когтистой лапе зажат меч.

Книжная иллюстрация со сценой Апокалипсиса.  Англия. 1315-1325 гг.
Книжная иллюстрация со сценой Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.

Несмотря на грозный сюжет и холодное оружие, вид у таких драконов довольно смешной и даже нелепый. Но не для средневекового человека, заново открывающего мир художественных образов. Отчасти, в этой неискушенности и была особенность менталитета жителей Темного времени.

Еще больше интересных материалов об искусстве и культуре можно найти на нашем канале! Подписывайтесь и обучайтесь истории искусства быстро и просто!