Тяга к запредельному в 21 веке возродила из древней мифологии многие образы, дошедшие до нас благодаря изобразительному искусству.
Одним из таких образов является Дракон – фантастическое существо, которое, по присказкам далеких предков европейцев, обитали на современных землях. С научной точки зрения этому нет подтверждения (за это отвечает археология), но вера в потерянное звено могущественного вида не ослабевает.
Дракон – это собирательный образ, проявляющийся во многих культурах. Даже в славянской мифологии шла речь о Змее-Горыныче – кровожадном и опасном звере (иногда ограниченно разумном), к тому же, о трех головах.
На востоке драконы являлись частью культа, а традиции поклонения им сохраняются до сих пор. Европейские же драконы ближе к славянским представлениям об огнедышащем существе, само же слово «дракон» происходит из греческого языка и впервые появляется в текстах религиозника и философа М. Грека.
В европейской культуре, а точнее – книжной миниатюре, упоминание о драконах появляется в «Этимологии» Исидора Севильского, это французский документ 12 века и, как большинство произведений того времени, его иллюстрация красочна и слегка наивна.
В своих материалах мы уже обсуждали, чем отличается Средневековое изобразительное искусство. Почти все сюжеты тогда были религиозными, а религиозность подразумевает канон. И что еще важно – манера изображения. Средние века откинули заслуги неблагочестивого художественного прошлого, и словно начала с начала выработку живописного языка.
Все персонажи, в том числе мифологические, отдают явным примитивизмом: у них нарушены пропорции, морфология и опущены многие детали. Другими словами, живопись средневековья напоминает пиктографию и мало чего общего имеет с реальностью.
Бестиарии и религиозные тексты насчитывают огромное количество изображений сюжетов с драконами в главной роли. Вот, например, Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Дракон в данном случае воплощает порок распространения сплетен, ведь злостные сплетники также незаметно отравляют человека своим словом (Bestiaire d'Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz).
Одним из центральных сюжетов, в которых появляется Дракон – победа над ним Святого Георгия. Часто Дракон упоминается как посланник Ада или Дьявола (или его воплощение), а также предвестник Апокалипсиса, если в когтистой лапе зажат меч.
Несмотря на грозный сюжет и холодное оружие, вид у таких драконов довольно смешной и даже нелепый. Но не для средневекового человека, заново открывающего мир художественных образов. Отчасти, в этой неискушенности и была особенность менталитета жителей Темного времени.