Всем привет, друзья! Меня зовут Евгений Попов, мне 30 лет, я журналист и блогер из Хабаровска. Я открыл свой канал на Дзене, чтобы показать всем свой родной и любимый город Хабаровск, к которому в этом году по известным всем причинам приковано очень большое внимание людей со всего мира. Если вы живете не на Дальнем Востоке, то наверняка вы мало что знаете о Хабаровске, кроме набора стандартных (но, по большей части, лживых) стереотипов. Соответственно, моя задача - развеять эти стереотипы и показать всем настоящий современный Хабаровск, такой, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами.
Хабаровск был основан 31 мая 1858 года солдатами 13-го Сибирского линейного батальона под руководством капитана Якова Васильевича Дьяченко на правом берегу реки Амур, недалеко от места ее слияния с рекой Уссури и государственной границы России и Китая. Хабаровск был основан во время правления императора Александра II по указу генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, а место для будущего города выбрал знаменитый мореплаватель адмирал Геннадий Иванович Невельской. Вопреки распространенному стереотипу, знаменитый казак и первопроходец Ерофей Павлович Хабаров никакого отношения к основанию нашего города не имеет, он никогда здесь не был и вообще умер почти за 200 лет до появления Хабаровска. Но из уважения к его заслугам в освоении Дальнего Востока наш город, который изначально был основан как военный пост, был назван Хабаровка, а позже переименован в Хабаровск.
Благодаря своему крайне удачному географическому положению на перекрестке всех возможных путей Дальнего Востока Хабаровка сразу начала стремительно развиваться и очень быстро выросла из захолустного военного поста на дальней границе Российской Империи в крупный гражданский город, очень быстро ставший самым главным на всем Дальнем Востоке. Уже в 1880 году Хабаровка, которой на тот момент было всего 22 года, получила статус города и столицы Приморской области (сменив на этом посту Николаевск), а в 1884 году Хабаровка и вовсе была назначена столицей только что образованного Приамурского генерал-губернаторства (которое возглавил граф Муравьев-Амурский). Вот так уже в 26-летнем возрасте наш город стал столицей всего российского Дальнего Востока и беспрерывно сохранял за собой это звание 134 года - до декабря 2018 года, когда столица ДФО в угоду политическим соображениям Владимира Путина была перенесена во Владивосток. А в 1893 году Хабаровка была переименована в Хабаровск, а то несолидно как-то крупному столичному городу носить "деревенское" название :)
В конце XIX - начале XX века Хабаровск стремительно развивался и разрастался территорией и населением. В городе строились предприятия, дома, социальные объекты, дороги, появилось электричество, железная дорога до Владивостока и даже знаменитый Амурский мост (старый, а не тот его современный "потомок", что сейчас красуется на 5000-ой купюре). После Февральской и Октябрьской революций Хабаровск на пять лет стал ареной кровопролитных боев Гражданской войны между "красными" и "белыми" (последних, к слову, здесь активно поддерживали иностранные интервенты из Японии, США, Австро-Венгрии, Великобритании, Чехии, Франции и т.д.), которые привели к большому количеству жертв и разрушений в нашем городе и его окрестностях. Во время Гражданской войны Хабаровск даже вынужденно вошел в состав формально независимой (а на самом деле полностью подконтрольной руководству Советской России) Дальневосточной республики (ДВР) - буферного государства, созданного большевиками на два года, чтобы не допустить прямой войны Советской России с Японией и другими интервентами. В конце 1922 года Гражданская война в России закончилась победой "красных", ДВР была расформирована и вошла обратно в состав только что образованного СССР.
В советское время, особенно в период Сталинской индустриализации 1930-ых и 1940-ых годов, Хабаровск, как и вся наша страна, получил мощнейший толчок в своем развитии. Здесь были построены крупные предприятия и энергетические объекты, очень сильно выросло население города, и изменился его облик. Во время Великой Отечественной войны Хабаровск находился в глубоком тылу и вместе со всей страной ковал Победу у станков заводов и фабрик, а в августе 1945 года совсем недалеко от нашего города, в соседней китайской Манчжурии проходила Советско-Японская война, и именно в Хабаровске тогда находилась Ставка советских войск, которую возглавлял маршал Александр Михайлович Василевский. А после войны, в 1950-ых, 1960-ых, 1970-ых и 1980-ых годах Хабаровск пережил еще один пик своего развития - именно в те годы (особенно в 1970-ых годах) были построены все основные районы современного Хабаровска, в которых мы все тут до сих пор и живем. Впрочем, эта история характерна абсолютно для любого бывшего советского города, тут Хабаровск совсем не уникален. Благодаря этому к моменту развала СССР в 1991 году Хабаровск был крупным промышленным, военным, спортивным, культурным и административным центром советского Дальнего Востока с населением 615 тысяч человек.
В 1990-ых годах Хабаровск, как и вся Россия, пришел в запущение и стал стремительно терять свое население и былой лоск, превращаясь в типичный провинциальный российский город той поры. Но уже в начале 2000-ых годов, благодаря резкому росту цен на нефть, газ и другие ресурсы, в бюджете Хабаровска появились приличные деньги, и это дало возможность нашему городу буквально преобразиться в "нулевых". Практически вся нынешняя красота, которой сейчас гордятся хабаровчане (благоустроенные улицы, площади, набережные, парки, Пруды, красивые здания, новые дороги, развязки и прочие объекты), была построена или отреставрирована именно в 2000-ых годах. В 2010-ых годах, после падения цен на энергоресурсы, вынужденного ухода в отставку со своего поста весьма эффективного губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева, бюджетной реформы в России, также крушения и перерегистрации на московские/питерские адреса многих крупных хабаровских компаний и переноса столицы Дальнего Востока во Владивосток дела у Хабаровска стали идти заметно хуже, и "на плаву" город остался только благодаря накопленному в благополучные советские и тучные "нулевые" годы. Впрочем, в последние два-три года, благодаря участию Хабаровска в национальных проектах с их стабильным федеральным финансированием город снова стал быстро развиваться и меняться к лучшему, но до темпов советских лет или 2000-ых годов нам пока далековато.
На сегодняшний день Хабаровск насчитывает почти 617 тысяч жителей и занимает 386 квадратных километров. По населению наш город средний, а вот по территории он совсем не маленький - его протяженность с севера на юг вдоль Амура составляет почти 40 километров, а с запада на восток - около 15 километров. В состав города входит пять районов: Индустриальный, Железнодорожный, Центральный, Краснофлотский и Кировский. По населению и территории Хабаровск - крупнейший город российского Дальнего Востока, в котором, несмотря на формальный переезд статуса столицы ДФО во Владивосток, остаются практически все руководящие органы общедальневосточного значения, а также подавляющее большинство дальневосточных офисов крупных федеральных компаний. Политика политикой, а против географии, экономики и истории все-таки ничего не попишешь :) Центр города расположен на трех крупных холмах, на которых разместились три главные улицы (центральная улица Муравьева-Амурского, плавно переходящая после площади имени Ленина в улицу Карла Маркса, а по бокам от нее улицы Ленина и Серышева), а между этими холмами расположены два шикарных бульвара (Амурский и Уссурийский), на месте которых до 1960-ых годов протекали маленькие речки Бури (позже Чардымовка, ныне Амурский бульвар) и Ури (позже Плюснинка, ныне Уссурийский бульвар), которые сейчас закованы в бетонные коллекторы под бульварами.
Благодаря такому необычному ландшафту первые поселенцы называли Хабаровск фразой «три горы, две дыры», а сейчас с вершин этих трех холмов открывается шикарный вид на историческую часть города и Амур. Северная часть города также находится на небольших холмах, а вот южная и восточная части Хабаровска лежат на плоской равнине (западной части города у нас нет, там расположен Амур с его многочисленными островами). Что касается климата, то он в Хабаровске, на мой взгляд коренного хабаровчанина, родившегося и живущего всю жизнь в этом городе, ужасный. Единственный плюс - постоянное наличие яркого солнца, обилие зелени летом и шикарные закаты по вечерам. В остальном - жесть. Зимой дико холодно, в среднем -25 градусов, плюс огромная влажность и очень холодные сильные ветры с Амура, из-за которых по ощущению -25 превращаются в -35. Летом дико жарко и душно, в среднем +25, но из-за почти 100%-ой влажности и палящего солнца это ощущается как +35. Плюс, обилие мошки, комаров, оводов, клещей, мокреца и прочего гнуса, а также острый дефицит чистых мест для купания (Амур и все остальные окрестные водоемы сильно загрязнены). Но зато весной и осенью здесь очень комфортно в плане климата, особенно в мае.
Ну и последнее - про уровень жизни. Хабаровск много лет подряд стабильно попадает в пятерку самых дорогих городов России для жизни. Цены практически на все тут просто заоблачные, гораздо выше московских и питерских, особенно на продукты и одежду/обувь. Недвижимость тоже стоит необоснованно дорого - цена средней двухкомнатной квартиры в Хабаровске в доме советской постройки за пределами центра города колеблется в районе 4 - 4,5 миллионов рублей (в центре она стоит от 5 миллионов рублей и выше). Коттедж/таунхаус - от 5 миллионов и до совсем заоблачных цифр в 20-25 миллионов рублей. Дача - тысяч 500, гараж - тысяч 300. Коммуналка заоблачная, за типовую советскую "двушку" летом платишь 6 тысяч, зимой 8 тысяч. Одно радует - машины (японские, с правым рулем) здесь очень качественные и сравнительно недорогие (300-500 тысяч в среднем), поэтому машины здесь есть у очень многих. Что до зарплат и пенсий, то за счет дальневосточного коэффициента здесь они выше среднероссийских, но из-за диких цен их все равно мало на что хватает. С работой в Хабаровске все примерно так же грустно, как и везде в России (ну кроме Москвы, пожалуй). С путешествиями по стране и миру тут тяжело, так как все очень далеко и дорого, но, правда, Японское море практически под боком.
В целом, Хабаровск очень крутой, красивый, уютный и благоустроенный город с большим количеством достопримечательностей и просто красивых мест. Но его губят четыре вещи - плохой климат, огромные цены, большая отдаленность от центра страны и низкая раскрученность/узнаваемость за пределами Дальнего Востока. И если с первыми тремя минусами я лично ничего поделать не могу, то с четвертым пунктом, из-за которого Хабаровск абсолютно несправедливо является не особо популярным городом, я постараюсь покончить на страницах этого блога, показав в следующих постах (каждый из которых будет посвящен конкретным интересным местам нашего города) вам современный Хабаровск во всем его великолепии, со всеми плюсами и минусами, достоинствами и недостатками, а заодно предложу свои идеи того, как сделать его еще лучше и комфортнее для жизни. Добро пожаловать в Хабаровск, друзья - в 2020 году наш город гораздо ближе ко всем вам, чем кажется!