Найти тему
Институт Ньюфелда

А хочет ли этого ваш ребенок? Роль желания в обучении

Мой муж – большой любитель даунхилла (скоростного спуска с гор на велосипеде), и он страстно желает разделить свою любовь к велоспорту с двумя нашими дочерьми. Проблема в том, что моя четырехлетняя дочка вовсе не пылает страстью к велосипедам. У нее есть симпатичный новый велосипед – она даже сама его выбрала – но увы, больше всего ей нравятся его аксессуары, например, голубая бутылочка для воды в рюкзаке. Дочь проедет три метра, затем говорит, что хочет пить, слезает с велосипеда, достает бутылочку, отпивает глоток и любезно передает ее сестре. Я вижу, как расстраивается мой муж, что дочке больше нравится вести велосипед за руль и играть с ним, а не кататься. И хотя вслух он этого не говорит, я знаю, его беспокоит и то, что некоторые дочкины друзья любят кататься и даже умеют ездить БЕЗ дополнительных колесиков! Что же папе делать?

В прошлом году муж столкнулся с аналогичной проблемой, но уже на катке. Он записал дочку на занятия – и тут выяснилось, что ей это совершенно не интересно и выходить на лед она не хочет. Я думаю, такие ситуации знакомы многим семьям, потому что желание разделить свои интересы с детьми - это так естественно. Некоторым детям просто не интересно – значит ли это, что так будет всегда?

Может ли родитель вдохновить или подтолкнуть ребенка в нужном направлении? Самое важное – понимать разницу между формой и духом. Хочет ли ребенок научиться кататься на велосипеде, на коньках? Играть на музыкальном инструменте? Есть ли у него склонность к тому, чтобы попробовать все эти новые занятия? Если нет, то мы ставим форму или обучение прежде духа и желания.

В чем тут проблема? Дело в том, что желание научиться – это желание родителя, а не ребенка. В этом случае, желание учиться у ребенка лишь уменьшится. Я поговорила об этом с мужем, и он привел в пример разницу между хоккеистами из Северной Америки и из стран, где физически одаренных детей начинают учить спорту с раннего возраста, чтобы развить их мастерство. Хоккеисты из Северной Америки отличаются особенным азартом в игре, и, по мнению мужа, это происходит оттого, что дух ставится прежде формы. Я также вспоминаю свою близкую подругу, которая училась играть на пианино с трех лет и достигла выдающихся результатов. Я ни разу не слышала, как она играет, потому что ей это не приносит удовольствия. Подруга говорит, что это была мамина мечта, а не ее собственная. В конечном итоге игра на инструменте превратилась в упражнения, которые нужно было выполнить, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, но никакого насыщения или радости от игры подруга не испытывала.

Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился играть на музыкальном инструменте – да хотя бы ходить на горшок – спросите себя: а хочет ли этого сам ребенок? Если нет, показывайте ему такую возможность, но не давите, и создавайте условия для возникновения желания. Если во главе процесса обучения будет стоять желание, это здорово поможет двигаться вперед. Вначале должен быть дух. Когда у ребенка есть желание учиться, форме его научить легко – можно сказать, это случится практически само собой. Когда же мы пытаемся учить ребенка, у которого мало желания, мы ставим телегу впереди лошади.

Мою дочь даже с натяжкой не назовешь самой быстрой пловчихой или самой успешной водной спортсменкой – более того, ее движения ногами напоминают мне Фиби из сериала «Друзья» - ту серию, где она бегает в парке. Но у дочери есть особая страсть, она обожает воду, с нетерпением ждет следующего занятия,и тренер часто отмечает ее увлеченность. И наконец, за забавные махи ногами дочке дали милое прозвище «русалка», которое очень ей подходит. А я лишь напоминаю мужу, что она в конце концов дорастет, и тогда все это будет ей в удовольствие и в радость.

Дебора Макнамара

Перевод Татьяны Безбородовой

Photo by Michał Parzuchowski on Unsplash