Самым распространенным пороком развития грудной клетки является воронкообразная деформация (ВГДК, Pectus Excavatum, «грудь сапожника», чашковидная грудь).
Данное заболевание встречается у 1 новорожденного на 1000 (по некоторым другим статистическим данным – у 3 человек на 1000). 91-96% всех пороков развития грудной клетки приходится на воронкообразные деформации той или иной степени тяжести. У мужчин заболевание встречается чаще, чем у женщин (до 70 % всех случаев приходится на долю новорожденных мальчиков). Всего в мире данным заболеванием страдает 0,1 % населения.
Для данной деформации характерно сочетание функциональных проблем (компрессия сердца, нарушение биомеханики дыхания) и психологических комплексов, обусловленных нарушенной эстетикой грудной клетки.
Пик развития ВДГК приходится на период полового созревания, когда происходит непропорционально ускоренный рост реберных хрящей по отношению к костному скелету ребенка. Именно в этот период, 12-15 лет, оптимально проводит хирургическую коррекцию данного заболевания. Если же коррекция не произведена, то деформация окончательно развивается к началу фертильного периода.
Как уже было отмечено, ВДГК является самым распространенным дефектом грудной клетки, вместе с тем на долю женщин приходится только 30%. Таким образом, встречаемость в популяции данного заболевания относительно невелика. Следствием этого является малая осведомленность врачей общей практики и, в частности, акушеров-гинекологов в особенностях ведения таких пациенток
Отсутствие достоверной информации приводит к излишней осторожности, которая проявляется в запрете женщинам, страдающим ВДГК, беременеть и рожать естественным путем. Существует врачебное мнение, что беременность и роды у пациенток с ВДГК может привести к грозным осложнениям, в том числе к смерти матери и ребенка. Поэтому иногда беременным с ВДГК акушеры-гинекологи рекомендуют прерывать беременность.
Существуют единичные публикации, в которых приводятся примеры успешного, в том числе самостоятельного родоразрешения у пациенток с ВДГК (Management of pectus chest deformities in female patients, Fonkalsrud EW. Am J Surg. 2004 Feb;187(2):192-7). По данным авторов, у данных пациенток отмечалась значительная дыхательная недостаточность в третьем триместре беременность. Аналогичное отношение к пациенткам, перенесшим коррекцию ВДГК по методике Насса. Пациенткам не рекомендуется беременеть и рожать до удаления коррегирующих пластин.
Основным опасением в данном случае служит предположение, что с расширением грудной клетки у беременных может произойти смещение пластины, усиление болей вследствие избыточного давления пластины на подлежащие ткани. В литературе встречаются отдельные публикации, исследующие данные вопросы (1. Should the pectus bar be removed before pregnancy? Two case reports. Chang PK et all. Thorac Cardiovasc Surg. 2011 Feb; 59(1):54-6. 2. Successful Singleton and Twin Pregnancies with the Nuss Bars in Place. Jaroszewski DE et all. Ann Thorac Surg. 2015 Nov; 100(5):1877-8).
Исследователи указывают на, действительно, появление болей в области пластин в третьем триместре беременности, однако без какого либо значимого их смещения. В остальном беременности протекали без осложнений и разрешились без негативных последствий для матери и ребенка самостоятельно или путем кесарева сечения. Все авторы отмечают недостаточную изученность данной проблемы и необходимость проведения дальнейших исследований.
Мы имеем собственный опыт по лечению пациенток с ВДГК, которые благополучно беременели, вынашивали и рожали до коррекции деформации и после.
За период 2004-2018 9 женщин в возрасте 23-41 благополучно беременели, вынашивали ребенка и рожали. 5 пациенток рожали до коррекции (1 роды 2-е, 2 родов – 2 и 3 – 1) - группа 1, и 6 пациенток забеременели после коррекции с установленной пластиной/пластинами (группа 2), из них у 4 беременность развилась впервые, у 2-х беременность и роды были уже и до коррекции.
Пациенток интревьюировали ретроспективно с использование специального опросника, разработанного гинекологами.
Период беременности не имел каких-либо особенностей в обеих группах. В первой группе беременность закончилась естественными родами во всех случаях. В группе после коррекции с установленной пластиной/пластинами беременность наступала через 1 месяцев после коррекции (2), 1 год (2) 2 года (1). За время беременности каких-либо особенностей или дополнительных жало в области грудной клетки не отмечено. В 2 случаях было проведено кесарево сечение и в 4 – естественные роды.
Все женщины предупреждались гинекологом о возможных осложнениях, хотя это диктовалось не предыдущим опытом гинекологов и знаниями аналогичных ситуаций, а скорее общими представлениями. Кесарево сечение предлагали всем пациенткам, однако проведено оно было лишь 2 раза, при этом у одной пациентки в связи с особенностями предлежания и у одной из предосторожности. Остальные пациентки при наличии пластин рожали естественным путём.
Таким образом опыт показывает, что знания врачей о течении беременности и родов у пациенток с воронкообразной деформацией до коррекции и после коррекции с установленной пластиной недостаточны. Предосторожности и рекомендации рожать путём кесарева сечения продиктованы скорее всего страхом перед незнакомым состоянием.