В каждой эпохе есть свои мудрецы, тексты и высказывания которых растаскивают на цитаты. Были такие и в России девяностых. Но, так как десятилетие было достаточно своеобразным, то и источники мудрости оказались необычными.
Виктор Черномырдин
В историю Черномырдин вошел как человек, который шесть лет просидел в кресле премьера РФ в самый неспокойный ее период, то есть с декабря 1992 года по март 1998 года. С ним страна пережила немало. Запомнился он авантюрой ГКО, волной чековой приватизации, становлением олигархов и афоризмами, которые сыпались из него на соотечественников практически при каждом общении с прессой.
В российской Википедии есть даже отдельная страница посвященная последним, а в народе закрепилось их название «черномырдинки». Большинство из его крылатых выражений стали результатом не совсем формального использования русского языка, смысловых ошибок и невольных парадоксов. Поэтому вначале журналисты, которые недолюбливали премьер-министра, пытались троллить, размещая его цитаты в заголовках и эпиграфах. Но очень скоро стало ясно, что этим они только способствуют его популярность.
Народ не очень понимал и принимал Гайдара и Чубайса, а вот просторечный Черномырдин был понятен, его высказывания оказывались удивительно к месту. Сложно сказать, была ли это игра или реальная особенность. Все же в структурах КПСС Черномырдин работал с 1962 года, а в правительстве – с 1982 года, то есть политиком он был очень опытным. В любом случае, многие его фразы сегодня превратились в известные всем поговорки.
Цитаты:
Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!
Отродясь такого не бывало, и опять то же самое.
Какую организацию ни создай, всё равно КПСС получается.
Мы ещё так будем жить, что нам внуки и правнуки завидовать будут.
Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.
Леонид Якубович
Всей семьей в те годы смотрели только одну телепередачу – «Поле чудес». Как проект, который Владислав Листьев практически полностью передрал с американского шоу «Колесо Фортуны», стал культурным феноменом – загадка. Но это точно произошло после прихода в него Леонида Якубовича. Листьев, уходя в «Тему», первое полноценное ток-шоу на российском ТВ, настраивал его на то, что передача продержится в эфире полгода.
Механика успеха кажется простой. Главное отличие отечественного «Поля Чудес» от подобных проектов на Западе – это возможность участникам провести собственную мини-презентацию, то есть рассказать о себе. Элемент для игровой модели совершенно ненужный, но именно он подкупил телезрителя. Конечно, возможность выиграть деньги и ценные призы осталась. А еще в передаче появились фирменные фразы Якубовича, которые моментально ушли в народ.
В них не было житейской мудрости «черномырдинок», да и вообще какого-то особенного смысла. Они были короткими и односложными. Главную роль играла интонация, с которой их произносил Якубович и которую все старались повторить.
Цитаты:
Приз (деньги, подарки, букет) в студию!
А-а-авто-о-омо-о-оби-и-и-и-иль!
Рекламная пауза.
Виктор Пелевин
Во второй половине девяностых любой литературный спор так или иначе сворачивал к Пелевину, а вся интеллигенция делилась на тех, кто в восторге от его книг, и тех, кто их категорически, да-да (и поправляем галстук), не приемлет. Дополнительную изюминку спорам о его творчестве добавляли огромные тиражи, которые другие авторы могли увидеть только в эротических снах.
Одна из особенностей книг Пелевина – это удивительная афористичность. Практически все его романы раздирали на цитаты, в девяностых это превратилось во всеобщую манию. Казалось, из его текстов пытаются сделать универсальный справочник мудрости на все случаи жизни. Его афоризмы рекомендовали использовать для пикапа и выпускали небольшими брошюрами, которые были предназначены тем, кто хотел прослыть эрудированным человеком, но ленился читать романы полностью.
Понятное дело, когда эпоха закончилась, Пелевин продолжил писать интересные романы, но такого ажиотажа они уже не вызывали. При этом многие фразы из его книг продолжают жить как бы отдельно от самого автора, не обращая внимания на падение интереса к нему.
Цитаты:
Если история нас чему-нибудь учит, так это тому, что все, пытавшиеся обустроить Россию, кончали тем, что она обустраивала их.
С Россией всегда так, – подумала Мария, водя руками по холодной стали. – Любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может.
Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях.
Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России.
Алексей Балабанов
Российский кинематограф зрителя в эту эпоху не баловал. Модно было смотреть голливудские фильмы, местные творцы редко выдавали продукт, который вызывал интерес не только у специалистов, но и у публики. До фильма Балабанова на всю Россию прогремела только комедия «Особенности национальной охоты». А в 1997 году появился «Брат» с Сергеем Бодровым в главной роли.
Говорить о полноценном кинопрокате в девяностых не приходится, но «Брат» был самым востребованным в точках продаж видеокассет, по слухам их реализовали чуть ли не полмиллиона. Его обсуждали все: от кинокритиков в серьезных изданиях до парней в качалках, которые готовились стать новой бандитской сменой. Мнения высказывались разные, но в двух моментах сходились все стороны: фильм точно передает атмосферу тогдашней России, а Данила Багров – это первый претендент на звание героя своего времени.
Неизвестно, думал ли Балабанов, когда писал сценарий, о том, как труханет его фильм российское общество, но «Брат» практически моментально превратился в своеобразный манифест поколения, вплоть до футболок с избранными афоризмами и огромного количества пародий, упоминаний и отсылок.
Цитаты:
Город? Город - страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее. Он засасывает. Только сильный может выкарабкаться. Да и то...
― Вот ты умный, Немец. Скажи мне, мы зачем живём?
― О, это каждый сам решает. Вот есть такая поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу - смерть". Вот я живу, чтобы её опровергнуть.
―А, пришёл, крутой? Ну что, брат, как будем бабу-то делить?
―Не брат ты мне!
―Вот ты говорил, город - сила. А здесь слабые все.
―Город - это злая сила. Сильный приезжает, становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал.
Создатели рекламы и слоганов
Жители России не были подготовлены к чудесам современной коммерческой рекламы. В СССР ее почти не было, людей окружали лозунги и наглядная агитация. В девяностых же она буквально обрушилась на них и заворожила неокрепший пока общественный механизм слоганами и мишурой образов. За рекламой следили почти так же пристально, как за новостями, а удачные фразы звучали на улицах так же часто, как и поговорки.
Найти авторов этих крылатых выражений в большинстве случаев невозможно. Даже сейчас многие почему-то не спешат сообщать россиянам, что принимали участие в создании народного героя Лени Голубкова. В общем, создается полное ощущение, что старалось тогда коллективное бессознательное. То есть это народ обращался с телеэкрана к самому себе на понятном языке.
В дальнейшем рекламщики стали профессиональнее, получили серьезные бюджеты, и эта невидимая связь с народом постепенно исчезла. Неслучайно реклама тех годов до сих пор прорывается в разговорах и литературе, а слоганы, пришедшие на смену в нулевых, забывались почти сразу после окончания кампании и ротации роликов.
Цитаты:
Я не халявщик, я - партнер!
Stimorol. Иногда лучше жевать, чем говорить.
Сиси – когда хочешь носи!
Не тормози. Сникерсни!
Имидж — ничто, жажда — все. Sprite! Не дай себе засохнуть!
Все фото взяты из сервиса Яндекс.Картинки и принадлежат их правообладателям.