Найти тему

«Суд над чикагской семеркой»: главный фильм года?

Несколько недель назад на Netflix вышла новая режиссерская работа одного из самых известных и почитаемых сценаристов Голливуда Аарона Соркина – «Суд над чикагской семеркой». Соркин, чьим любимым занятием было и остается создание лучших американских судебных драм, в этом году метит на вершину кинематографического Олимпа в самый разгар пандемии. Разбираемся, почему «Суд над чикагской семеркой» может стать одним из лидеров наградного сезона.

Дело чикагской семерки является чуть ли не самым известным политическим процессом в истории США. В 1968 году лидеры общественных движений решили провести антивоенную демонстрацию во время слета демократической партии в Чикаго прямо перед президентскими выборами. По их мнению, война во Вьетнаме – это худшее, что могло случиться со страной, и без того разрывающейся от политических скандалов – убийств Джона Кеннеди, Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. Администрация города не могла позволить демонстрантам влиять на работу слета демократической партии и вывела на улицы города сотни полицейских, что предопределило будущие события – небольшая искра превратилась в столкновения между протестующими и людьми в форме. Спустя год на суде рассматривается дело предположительных зачинщиков конфликта – так называемой «чикагской семерки» (поначалу – восьмерки), обвиняемой в заговоре против американского правительства.

Еще в начале 1990-ых дебютный сценарий Соркина к ленте «Несколько хороших парней» сумел освежить жанр судебной драмы и перевернуть представление массового зрителя о таком кино – помимо поисков тонкой грани между правотворчеством и моралью, оно стало развиваться и жанрово – лучшие судебные драмы стали напоминать жесточайшие боевики, только вместо пушек – слова. Вот и «Суд над чикагской семеркой», всецело следующий по проторенным самим же Соркиным дорожкам, умудряется не только быть отъявленным словесным боевиком с мультижанровыми вкраплениями, но и эмоциональной антивоенной драмой, умело нажимающей на самые чувствительные клавиши человеческой души. Но обо всем по порядку.

Сценарий к «Чикагской семерке» был готов еще в самом начале нулевых, а на место режиссера метил Стивен Спилберг – текст буквально был создан под его авторский стиль и умение снимать по-американски смелое и громкое политическое кино. Время шло, Спилберг выбыл из проекта, и сценарий был аккуратно уложен в долгий ящик до наступления более подходящих времен. За это время Соркин успел не только написать один из своих знаковых сценариев к «Социальной сети» Финчера, но и, в конце концов, попробовал себя в режиссуре, сняв «Большую игру» с Джессикой Честейн. Попытка оказалась успешной, и Соркин, недолго думая, открыл ящик с припрятанным сценарием и вернулся к громкому делу чикагской семерки. При этом сначала правами на ленту владел Paramount, но продал их Netflix и, кажется, допустил серьезную ошибку.

Аарон Соркин
Аарон Соркин

Открывающая сцена моментально заявляет зрителю: «Друг, сейчас ты узнаешь, что такое словесная динамика». В ней Соркин вкратце рассказывает о сути дела – с помощью виртуозных монтажных склеек знакомит с действующими лицами (все они – представители различных общественных течений: йиппи, «Черные пантеры», студенты, борющиеся за демократическое общество) и демонстрирует политический и социальный фон – будоражащие убийства, интенсификацию войны во Вьетнаме и рост количества призывников, отправляемых в боевой котел посредством… жеребьевки.

После дерзкой и динамичной экспозиции Соркин буквально сразу же переходит к судебному процессу. Тут-то и начинается демонстрация необъятного сценарного скилла – вместо того, чтобы в хронологическом (фабульном) порядке знакомить зрителя с историей чикагской семерки, Соркин строит повествование на основе суда, пользуясь огромным количеством флэшбеков, а ближе к кульминации и флэшфорвардов, безошибочно и точно склеенных в единый, зубодробительный политический водоворот. Именно в нелинейном повествовании Соркин нашел ключ от шкафчика со стероидами, еще сильнее обостряющими и без того динамичный рассказ.

-3

«Суд над чикагской семеркой», как может сперва показаться, вовсе не является «формульным» фильмом, созданным по известным и уже набившим оскомину рецептам. Сама история позволила Соркину подготовить идеальный сценарий – перед судом предстали действительно разные люди, с выраженными культурными, этическими и характерными особенностями, и этим нельзя было не воспользоваться. Благодаря этому, у постановщика появилась возможность создать мультижанровую судебную драму, в которой есть место юмору (Эбби Хоффман и Джерри Рубин действительно подшучивали на суде), уже упомянутому словесному боевику (зачастую обмен острыми репликами не уступал лучшим жанровым образчикам) и даже не совсем характерному для процессуалов саспенсу вместе с другими яркими триллер-инструментами.

Более того, сценарная сила «Чикагской семерки» подкрепляется несколькими живыми и неожиданными актерскими партиями. Вообще кастинг у ленты по-настоящему звездный, но при этом не бездумный, как это частенько бывает, а невероятно точный. Здесь нашлось место Марку Райлэнсу, играющему сперва спокойного, но постепенно срывающегося адвоката «семерки», Эдди Рэдмейну, чей герой предстает чуть ли не самым неоднозначным среди всех, Джозефу Гордон-Левитту, исполняющему роль аскетичного обвинителя с уверенной жизненной позицией. Небольшой и яркий образ удалось воплотить на экране Майклу Китону. Впрочем, главный актерский перформанс ленты – грандиозная игра Саши Барона Коэна, изумительно попавшего в подходящую для него роль. Он необычайно хорош в каждом кадре, в каждом слове, и вполне может рассчитывать на ключевые награды грядущего сезона за лучшую мужскую роль второго плана.

-4

Как раз в этом моменте и стоит порассуждать об амбициях картины Соркина. «Суд над чикагской семеркой» прямо сейчас видится одним из наиболее вероятных победителей большинства будущих американских премий. И здесь все очень просто – лента не только виртуозно сделана, но и (полностью и частично) попала в правильное время, будучи абсолютно неконъюнктурной. Даже учитывая видимую идейную простоту – борьба с системой уже давно одна из первоочередных тем в кино – картине удается быть живой, настоящей, острой и невероятно увлекательной.

10/10

P.S. Частенько в рецензиях на подобные ленты стараюсь предсказать их будущие номинации. Несмотря на то, что до Глобуса и Оскара еще далеко и выводы делать преждевременно, я вижу у «Суда над чикагской семеркой» крайне радужные перспективы. Точно номинация за лучший сценарий и лучший монтаж (он тут волшебный) + скорее всего, номинация на лучший фильм, лучшую режиссуру и номинация для Саши Барона-Коэна за лучшую мужскую роль второго плана. Пока так.