Завтра, 7 ноября, весь православный мир отмечает Дмитриевскую родительскую субботу. Этот день является последним официальным поминальным днем в церковном календаре на 2020 год.
Почему этот день называется Дмитриевская суббота?
В Русской православной церкви Дмитриевскую родительскую субботу установили в честь князя Дмитрия Донского. 8 сентября 1380 года по промыслу Божьему произошла Куликовская битва с татарами, в которой войско Димитрия Донского одержало победу.
В боях против татарского ига полегли десятки тысяч русский воинов, и именно в честь них при правлении Дмитрия Донского был установлен специальный поминальный день. Со временем глубокое значение праздника было немного забыто, и в субботу перед Днем святого Дмитрия Солунского (в этом году в отмечается 8 ноября)теперь поминают всех умерших, а не только тех, которые пали на войне.
Почему важно поминать усопших?
Большинство из нас почитают дни поминовения, но не все знают, как помянуть близкого человека, ушедшего в мир ирой правильно, для того, чтобы в этом была польза для живых и усопших. Давайте в этом разберемся. Каждый из нас родился в определенной социальной среде. Те, кто родился и вырос во времена Советского Союза, мало знали о Боге. Люди жили, не задумываясь об ответственности за грехи. Взрослая жизнь диктует свои правила, а человек – создание ленивое, идет путем наименьшего сопротивления. Для добрых дел и благочестивой жизни нужны усилия. Непотребство не требует особого напряжения. Из-за нашей лени начало плодиться хамство, грубость, потребительское отношение к жизни. Если что-то не получается, всегда можно переложить ответственность за неудачу на чужие плечи. Что греха таить, мы все этим грешим.
В этой жизненной неразберихе духовные ценности отходят на задний план. О Боге вспоминаем тогда, когда плохо, умоляем о помощи. Но не зря ведь говорится: нам дается по нашим грехам. Если Господь, как добрый волшебник, не спешит дать просимое, то тут же – обида и ропот. Батюшки часто говорят, что о духовном состоянии паствы можно судить по поминальным записочкам. Даже пятнадцать, двадцать лет назад люди больше молились об усопших.
Посмотрите вокруг, вдумайтесь, что происходит в мире. И этот раскардаш мы создали сами, собственными руками. Войны, природные катастрофы, болезни, одна страшней другой. А что будет дальше? Мы в ответе за грехи наших предков до седьмого колена. Наши потомки в седьмом колене будут замаливать наши грехи. Наши близкие и родные, отошедшие ко Господу, уже ничего не могут сделать, чтобы исправить свою греховную ситуацию. Многим из них очень тяжело с таким багажом. Своими молитвами о них мы можем облегчить их участь.
Все мы разные, у каждого свои заботы-хлопоты, радости и скорби, и у каждого из нас своя дорога к Богу. Наша душа пришла в этот мир, чтобы научиться тому, что она не могла сделать без физического тела. Только здесь мы проездом, а с чем мы уйдем, когда земное оставим земле?
Молитва – это не только разговор с Богом, это труд, а для многих даже подвиг. Прийти в храм и отстоять литургию – это тоже труд. Забежать в церковь, чтобы подать записочку об упокоении и оставить пакет с продуктами на поминальном столике – это похвально, вот только для наших родителей этого недостаточно. Они ждут от нас соборную молитву. Нужно помнить о тех, кто покинул наш мир не только в родительские субботы, каждый день в домашних молитвах поминать их имена.
К тому же, молясь за умерших, мы себе создаем благо. Себе они ничем не могут помочь, но видя наше усердие и старание, они молятся за нас. По их молитвам налаживается и исправляется наша с вами жизнь. Тот, кто чтит память предков, из любой сложной ситуации всегда выйдет победителем.
Иисус Христос, придя в наш мир, учил любви. Не потребительской и мещанской, а истинной, божественной, которая все видит, прощает и «долготерпит». Все Его заповеди основаны на этом светлом чувстве. За эти столетия мы разучились любить, отошли от Бога, забыли свои корни, своих предков. Димитриевская родительская суббота – это время памяти и воспоминаний, время молитв. Какими бы ни были неотложными дела, каким бы ни был расписанным по минутам день, найдите время, чтобы молитвой вспомнить тех, благодаря кому вы живёте в этом мире. Сделайте хоть одно доброе дело. Протяните руку помощи тому, кто в этом нуждается.
Не отмахивайтесь от чужой беды. Сегодня вы отвернулись, не увидели, забыли, а завтра так же отвернутся от вас, просто пройдут мимо, не заметят. Да и как знать, откроются ли врата Небесной Обители по нашим «благочестивым» поступкам. Будет ли хоть кто-нибудь за нас молиться, если мы, ссылаясь на занятость, не делали этого по отношению к своим родителям?
Как правильно поминать?
Самое главное для почивших - это церковный помин. Необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопшик. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Запомните главное!
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Короткая поминальная молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное