Новость о первом заседании Высшего совета по реформам (ВСР), созданного по инициативе президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, не вызвала никакого интереса у граждан страны, но спровоцировала скепсис у немногочисленных экспертов и комментаторов, обративших на нее внимание.
Оба этих факта легко объяснимы, поскольку создание ВСР – далеко не первая попытка перезагрузки экономики страны. Более того, многие лица из числа членов нового совета в силу своих служебных обязанностей и ранее должны были заботиться о развитии экономики, её диверсификации и переформатировании с добывающей ориентации на перерабатывающую.
Криптовалютные Нью-Васюки
К примеру, председатель Кайрат Келимбетов в разное время занимал должности главы Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР), первого вице-министра финансов, министра экономики и бюджетного планирования, председателя правления Фонда устойчивого развития «Казына», руководителя администрации президента, председателя правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», заместителя премьер-министра и главы Нацбанка. С его именем связывают такие инициативы, как Стратегия развития страны до 2030 года, создание институтов развития, разработка стратегии территориального развития страны, создание экономических кластеров, программа «30 корпоративных лидеров», превращение столицы страны в международный финансовый центр.
С очень большой натяжкой из всего перечисленного выполненной можно считать лишь стратегию «Казахстан 2030» и то лишь потому, что по абсолютно непонятным причинам в 2012 году было объявлено, что все цели, поставленные в ней, достигнуты.
Что касается других инициатив, то ни одна из них не дала ожидаемых результатов. Например, программа «30 корпоративных лидеров», оператором которой выступал Фонд устойчивого развития «Казына», предполагала создание крупных компаний в различных отраслях экономики, которые стали бы точками роста для регионов. Говорилось о «прорывных проектах», которые выведут казахстанскую продукцию с высокой добавленной стоимостью на мировые рынки, что поможет отойти от сырьевой ориентации и изменить структуру экономики страны. Государство помогало деньгами через софинансирование проектов, а также оказывало иные меры поддержки – предоставляло налоговые льготы, создавало за свой счет необходимую инфраструктуру, предоставляло землю и доступ к природным ресурсам по упрощенной схеме, давало льготные тарифы на импорт.
Предполагалось, что в результате возникнут новые крупные предприятия в сфере глубокой переработки углеводородов, электро- и биоэнергетики, металлургии, в т. ч. обработки и обогащении металлов, горнодобывающей промышленности и геологических изысканий, урановой промышленности и атомной энергетики. Картина рисовалась довольно радужная, но по прошествии 13 лет очевидно, что красочные планы в жизнь так и не воплотились.
Похожая история произошла и с Международным финансовым центром Астана (МФЦА). Предполагалось, что благодаря особому режиму МФЦА станет финансовым хабом для Центральной Азии, Кавказа, Евразийского экономического союза, Ближнего Востока, Западного Китая, Монголии и Европы. Затем акценты несколько сменились, и будущее МФЦА рисовалось уже как криптодолина, высокотехнологичная фондовая биржа, привлекательная для глобальных и региональных финансовых игроков. Однако время показывает, что эта идея до боли напоминает проект Нью-Васюков.
Поскольку никакое конкретное направление за К. Келимбетовым в ВСР не закреплено и он вошел в совет как глава вновь созданного АСПИР, можно предположить, что его задачей станет обобщение предложений, которые будут поступать от рабочих групп, и создание очередного красочного и привлекательного плана.
Заграница нам поможет?
Сложность задач, поставленных перед новой структурой, впечатляет. Для разработки эффективной макроэкономической политики Казахстан привлек зарубежного специалиста – британца индийского происхождения Суму Чакрабарти, который является внештатным советником президента К.-Ж. Токаева и его замом в ВСР. Он известен как бывший глава Европейского банка реконструкции и развития, видный функционер в системе британской государственной службы. Для Акорды (рабочая резиденция президента Казахстана) это человек не новый – ранее он входил в Совет иностранных инвесторов при президенте.
Группе под руководством С. Чакрабарти предстоит повысить эффективность денежно-кредитной и фискальной политики, оптимизировать налоговую систему и обеспечить устойчивость финансового сектора.
Если поднять государственные программы прошедших лет, то мы увидим, что подобные задачи ставились неоднократно. И для их решения также привлекались зарубежные организации, например финансовые холдинги Morgan Stanley и Goldman Sachs Group (которых, правда, спустя какое-то время «попросили на выход»), принадлежащая бывшему британскому премьеру Tony Blair Associate, международные консалтинговые компании McKinsey и Deloitte. И это только навскидку. Зарубежных консультантов была привлечена масса. Они как занимают позиции в национальных компаниях, так и принимают участие в разработке правительственных программ на контрактной основе. Что касается результативности последних, то в большинстве случаев итоги работы зарубежных специалистов были, мягко говоря, неоднозначными.
Практика привлечения иностранных специалистов вызывает вопросы и по части целеполагания. Эксперты считают, что иногда разработки международных консультантов используют элитные группы, а не правительство в целом. «Консалтеры используются как источники убедительных аргументов в пользу тех или иных моделей или решений представителей казахстанской элиты, которые конкурируют между собой... В некоторых ситуациях, безусловно, консультанты привлекаются даже не для решения проблемы, а для демонстрации: вот, дескать, какую известную международную компанию мы привлекли. Хотя проблема может так и остаться нерешенной, но это уходит на второй план».
Этот небольшой экскурс в историю взаимоотношения власти и зарубежных специалистов показывает, что иностранное участие не является гарантией выполнения поставленной задачи. Хотя мы от всей души желаем сэру Чакрабарти удачи.
Заседание продолжается
Помимо вопросов макроэкономической политики ВСР будет заниматься давно назревшими проблемами судебной и правоохранительной систем, «перезагрузкой» социальной политики, в основу которой ляжет разрабатываемый сейчас Социальный кодекс, диверсификацией экономики страны, развитием малого и среднего бизнеса, а также повышением эффективности системы государственного управления.
Первым ощутимым итогом работы ВСР станет среднесрочный план развития до 2025 года, который планируется презентовать в декабре на втором заседании ВСР.
По словам президента К.-Ж. Токаева этот документ, в котором АСПИР в главе с К. Келимбетовым сформулирует новую повестку развития, должен стать основой для дальнейших действий на среднесрочную перспективу.
Документ, конечно, будет подготовлен. В этом плане казахстанские чиновники высокого ранга отлично «прокачали» свои навыки. Проблема может возникнуть с реализацией.
Оригинал статьи размещен здесь