(White Line Fever, 1975, США)
Как говорится, эта песня звучит "по заявкам трудящихся".
А всё потому что в ностальгическом обзоре на легендарный "Конвой" (1978) так много читателей с гораздо лучшей памятью, чем у меня, задали резонный вопрос: "А как же "Лихорадка на белой полосе"? Как можно вести речь о "Конвое", ни разу не упомянув о ней?".
Ну да, вести-то речь можно. А вот не вспомнить "Лихорадку" с моей стороны и впрямь было невежливо. Хотя, скажу честно, впервые я увидел её уже в видеосалоне в конце 80-х в дубляже Гаврилова (такой вариант, кстати, есть и в Сети). Ибо, когда её крутили в 70-х в нашем РДК, я был ещё слишком мал и финансово недостаточен, чтобы сбегать из детсада на подобные фильмы.
Ну что сказать за кино по прошествии почти полувека, как оно вышло на экраны?
Похвально, что его тоже оцифровали. Что ни говори, а мощные, чадящие гарью тягачи на фоне живописной Аризоны дарят в HD-качестве гораздо больше впечатлений. А сцен с меланхоличной ездой по пустыне, когда не происходит вообще ничего, для 1,5-часового фильма здесь много. Поэтому лишь наслаждение ими в высокой четкости даёт смириться с их затянутостью.
Увы, кроме этой других хороших новостей нет.
Если "Конвой" прошёл проверку временем и по сей день радует своим рок-н-ролльным флешмобом хулиганов-водителей, то "Лихорадка" с её насупленным серьёзным лицом и наивно-романтической историей выглядит явным пережитком.
Хотя в СССР такие сюжеты, да ещё прямиком из мира буржуазного чистогана, приветствовались бурными аплодисментами (благодаря чему, собственно, эти картины и прорывались к нам через Железный занавес).
Уже с первых кадров, где телерепортёр берет интервью у дальнобойщика, нам понятно: житуха у этих мужиков в клоаке капитализма просто ужасная. После чего режиссёр Каплан наглядно показывал советскому кинозрителю: лишь "Совтрансавто" - вот прогресс и светлое будущее человечества! А частные грузоперевозки есть путь страданий, ведущий либо на нары, либо в больницу, либо и вовсе к погибели.
И каждый комсомолец, учащийся на права категории "С", должен был намотать эту истину себе на ус... Если, конечно, у него вырос ус и другие вторичные половые признаки.
Ясен кактус, что дембельнувшийся из армии парень по фамилии Хаммер (Ян-Майкл Винсент) ни в тюрьму, ни в могилу не собирался. Всё, что он хотел от жизни, это 1) жениться, 2) купить тягач, чтобы продолжить дело своего отца и 3) заработать честным трудом большие деньги.
Надо отдать Хаммеру должное: с первым и вторым пунктами своей программы он справился.
Однако, стоило ему перейти к третьему, как тут-то и выяснилось, что слово "честный" он вписал туда зря. Коррупция среди грузоперевозчиков Тусона (Аризоне) цвела такая, что каждый дальнобоец был вынужден или связываться с контрабандой, или выметаться из профессии, ведь с чистоплюями местные грязноплюи-наниматели не сотрудничали.
Хаммер, разумеется, повёл себя как образцовый герой боевика. То есть сказал: "Нет! Возите свою контрабанду сами! А я буду возить только белое, пушистое и благоухающее фиалками!".
Конечно, его услышали. И потом столь же образцово внесли в чёрный список "токсичных" водителей, ибо нефиг. После чего Хаммеру осталось лишь возить по Аризоне свою непогрешимую задницу, да только кто бы ему за это ещё и платил! А ведь за купленный в кредит грузовик надо было ежемесячно выплачивать "бабки", и нехилые.
И что, вы думаете, парень впал в депрессию и ушёл в беспробудный запой?
Да чёрта с два! Аризонская молодежь так легко не сдаётся!
И вот Хаммер взял дробовик, пришёл к унизившему его, первому нанимателю, сунул тому ствол в буржуйскую морду и потребовал... работу, работу и ещё раз работу! Отчего в радиусе полёта его дроби все немало удивились... но SWAT так и не вызвали.
И правда, зачем? Не проще ли было отправить Хаммера в рейс, как он того и просил, ну а по дороге с ним всякое может случиться, не правда ли?
***
В общем, ну не знаю. Смотреть такое в принципе можно, да только нужно ли? Даже в приступе ностальгии?
Эскапады, которые отчебучивает этот сюжет, выглядят нынче по-детски наивными. А главный герой, воюющий с половиной штата - абсолютно непуганным оптимистом, доверчивым, словно недельный котёнок.
Да и автопобоищ, ради которых зритель и смотрит такие фильмы, в "Лихорадке" до обидного мало. "Конвой" тут радует куда сильнее, пускай и в нём глупостей предостаточно.
Однако, как я и сказал, "Конвой", это всё-таки ироничный рон-н-ролл. "Лихорадка" же - серьезная баллада о доблестном рыцаре дорог, вступившимся за честь любимой профессии и за свои идеалы.
Короче говоря - кино для любителей экранной р-р-романтики, а также ностальгёров по 70-м, которых, впрочем, и поныне встречается немало.