Найти в Дзене

ПЬЕСЫ – ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ В МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Пьеса – литературное драматургическое произведение, состоящее из диалогов, монологов, реплик героев, а также пауз, авторских ремарок, поясняющих особенности характеров, внешности, поведения действующих лиц или места события. Изначально пьесы предназначались для театральных постановок. Именно для публичных представлений авторы античности, средневековья, нового времени сочиняли драмы, трагедии,

Пьеса – литературное драматургическое произведение, состоящее из диалогов, монологов, реплик героев, а также пауз, авторских ремарок, поясняющих особенности характеров, внешности, поведения действующих лиц или места события. Изначально пьесы предназначались для театральных постановок. Именно для публичных представлений авторы античности, средневековья, нового времени сочиняли драмы, трагедии, комедии. Впоследствии появились пьесы, предназначенные не для сценических подмостков, а для чтения. Таковы, например, произведения Дж. Байрона, А.С. Пушкина. Масштаб исторической драмы «Борис Годунов» довольно внушителен, поэтому изначально она стала известна читателю, а не зрителю.

Пьесы – это произведения, в которых персонажи раскрываются с максимальной полнотой. Автор все свои силы бросает на их внутренний мир, переживания, душевные страдания. Этому способствует главная особенность пьесы – диалоговая форма построения сюжета. На протяжении всей пьесы герои постоянно (за исключением тех моментов, когда автор ставит небольшую паузу) общаются, а, как известно, что у человека на уме – то у него на языке. Через разговоры персонажей писатель показывает их отношение друг к другу. Монолог главного героя – один из ключевых моментов пьесы, в который читатель как бы заглядывает в его душу. Например, знаменитое психологическое рассуждение Гамлета о человеческом бытии – пожалуй, самый напряженный момент трагедии. А монолог Осипа в трактире в пьесе «Ревизор» проясняет ситуацию насчет личности и поведения Хлестакова.

Особенно важны так называемые реплики героя в сторону. Они разоблачают его тайные намерения, скрытые желания, затаенные расчеты. Таково, например, замечание Хлестакова в адрес Анны Андреевны, когда он вздумал одновременно ухаживать и за женой, и за дочкой городничего: «А она тоже очень аппетитна, очень недурна».

Итак, пьесы хороши тем, что они в сжатой, емкой форме в виде диалогов передают мысли и переживания героев. Внимание читателя не отвлекается на их внешность, обстановку, описание природы и т.д. В пьесах персонажи говорят сами за себя и как бы представляют сами себя при минимальном участии автора, который изредка «вмешивается» в их речь с помощью коротких реплик, замечаний, комментариев. Действующие лица драм, трагедий, комедий буквально изливают душу читателю и зрителю, чему способствуют небольшое пространство сцены и ограниченное время актов и действий в тексте.