Найти в Дзене

Японские броненосцы,линкоры ХХ века: "Iivami",“SATSUMA”,“AKI”,“Shikishima”,“Kashima”,"Tango" (бывш. “Полтава”),“Fuso”,“Ise”

“Орел” заложен на верфи “Галерный островок” в Санкт-Петербурге 20.5.1900, спущен 19.7.1902 и вступил в строй в октябре 1904 года.
Водоизмещение: 13516/15275 тонн; перед боем с 2450 тоннами угля 16800 тонн.
Размеры: 121,0 / 118, 8 / 114,8 х 23,22 х 7,97 (фактически 8,9).
Механизмы: 20 котлов Бельвиля (на “Александре III” – 24 котла Никлосса), 2 вала ВТР, 15800 л.с.=18 уз./16300 л.с.= 17,5-17,8 уз.

“Орел” заложен на верфи “Галерный островок” в Санкт-Петербурге 20.5.1900, спущен 19.7.1902 и вступил в строй в октябре 1904 года.

-2
-3
-4
Водоизмещение: 13516/15275 тонн; перед боем с 2450 тоннами угля 16800 тонн.
Размеры: 121,0 / 118, 8 / 114,8 х 23,22 х 7,97 (фактически 8,9).
Механизмы: 20 котлов Бельвиля (на “Александре III” – 24 котла Никлосса), 2 вала ВТР, 15800 л.с.=18 уз./16300 л.с.= 17,5-17,8 уз.
Запас угля: 780 / 1150 / 1520 тонн; дальность: 3200 / 6600 (10 уз.).
Броня (крупповская):
пояс по ВЛ – 125-145-194 (152) – 145-125,
верхний пояс -102-152-102,
башни ГК – 254 / 63,
барбеты – 254-102,
башни СК – 152 / 30,
барбеты – 127,
батарея – 76, рубка – 203 / 51,
котельные кожухи – 19,
противоторпедная переборка – 43;
палубы: ВП – 63-25,
ГП – 51-32, НП – 43-25.
Вооружение: 4(2х2) – 305 / 40 (70), 12(6х2) – 152 / 45 (200), 20 – 75 / 50 (300), 20 – 47 / 43,5, 2 – 64 / 19 (десантные), 2 – 37 / 23, 10 – пулеметов, 4 – 381-ммТА (2 п, 2 н).
Экипаж: 30/800

“Орел” в Цусимском сражении получил 5 двенадцатидюймовых, 2 десятидюймовых, 9 восьмидюймовых, 39 шестидюймовых и 21 более мелкий снаряд (убито 40 человек, около 80 ранено), боеспособность сохранил. Сдался японцам 15 мая 1905 года. Реконструирован и назван “Ивами”.

-5

Линейный корабль SATSUMA

“SATSUMA”

Заказан в рамках программы “Флот 6-6” 1895 г. по бюджету на 1904-1905 гг. Работы в МТД над проектом начались в 1903 г. В них участвовал Юдзури Хирага. Вместе с “АКИ” являлся последним классическим эскадренным броненосцем японского флота. В 1904 г. первоначальный проект был переработан с учетом боевого опыта. Предлагалось вооружить корабль 12 305-мм орудиями (4Х2,4Х1). Однако ввиду обострившихся финансовых проблем страны и необходимости коренным образом пересмотреть проект, был оставлен традиционный вариант вооружения с усиленной артиллерией среднего калибра. Первый тяжелый артиллерийский корабль, спроектированный и построенный в Японии. Бронирование было закуплено в Германии. Проект “САЦУМА” подвергался критике за неудачное расположение артиллерии, отсутствие противоторпедной защиты и малую скорость хода. Кроме того, мощная средняя артиллерия не могла быть использована вместе с главной на предельной дальности стрельбы из-за различных баллистических характеристик орудий. Башни 254-мм орудий имели слабое бронирование и концентрировались в районе КО, что снижало боевую живучесть броненосца. Башни были разработаны при содействии английских фирм Armstrong (305-мм орудия) и Vickers (254-мм орудия).

Водоизмещение: 19372 т
146,91, 146 (WL)x 25,3 х 8,4 м,
2 верт. ПМ. 3-го расширения Мийябара в 2-х МО-17300 инд.л.с. (суммарная контрактная), – 18507 инд. л.с. (на приемных испытаниях), 20 Вт k (16,2 кг/ см2; 210°С; уголь) в 4-х КО.
Наибольшая: – 18 узл. (по контракту); – 18,25 узл. (приемные испытания), экономическая: – 12 узлов (8 к.).
Нормальный: 1000т (угля.) + Зт (нефти), усиленный: 2000 т (угля) + 350 т (нефти).
690 миль (18 узлов), 2100 миль (12 узлов).
Броневой пояс: 102; 229 (2031); 152мм, бар-беты башен 305-мм орудий: 248 мм, башни 305-мм орудий: 305; 203 мм, барбеты башен 254-мм орудий: 120 мм, башни 254-мм орудий: 178 мм, казематы 120 мм орудий: 152 мм, боевая рубка: 305; 102 мм., броневая палуба: 51 – 76 мм.
800 человек, в боевых условиях 940 человек.
4-305 мм/45 (Дстр. – 110 кбт; выстрел в минуту; 60 выстрелов),
12-254 мм/45 (Дстр. – 95 кбт; 3 выстрела в минуту; 190 выстрелов),
12-120 мм/50 (Дстр. – 75 кбт; 6 выстрелов в минуту; 100 выстрелов),
6-76,2 мм/45 (Дстр. – 45 кбт; 15 выстрелов в минуту; 120 унитарных патронов),
4-7,62-мм пулемета, 2 прожектора 40-см + 4 прожектора 60-см.
5 подводных ТА 457-мм.
5-1,5 м дальномеров тип В (2 в боевой рубке и 3 на мостике).

“САЦУМА” (провинция на юго-западе Кусю, префектура Кагосима). В годы 1-й MB входил в состав 2-й эскадры Южных морей, участвовал в поиске эскадры Шпее и одиночных германских рейдеров, обеспечивал перевозку австралийских войск в Европу. В 1922 г. был выведен из состава флота, разоружен на верфи ВМФ в Йокосуке и отбуксирован в Куре. 20.09.1923 г. в соответствии с Вашингтонским договором исключен из списков флота. В конце 1923 г. на верфи ВМФ в Куре был переоборудован в корабль-цель. 7.09.1924 г. потоплен артиллерией ЛК “МУЦУ” и “НАГАТО” в Токийском заливе.

“AKI”
“AKI”

Линейный корабль AKI

“AKI”

Заказан по бюджету на 1904-1905 гг. в соответствии с программой “Флот 6-6” 1895 г. Работы над проектом начались в 1903 г. при участии Юдзуру Хирага, Вместе с “Сацума” являлся последним классическим эскадренным броненосцем японского флота. Уже в процессе постройки, исходя из опыта русско-японской войны, было решено оснастить ПТА закупленными у ф. Curtis и соответствующим образом переделать КО, обеспечив им более надежную конструктивную защиту. Кроме того, 120-мм орудия заменили на 150-мм. Один из первых крупных артиллерийских турбинных кораблей в мире.

Водоизмещение: 20100 т
149,96; 146,9 (WL) х 25,5 х 8,4 м,
2 ПТА (ТВД + ТНД с Кр. Ст.) ф. Curtis – 24000 л.с. (сумм. контр.); – 24500 л.с. (Пр. И.); 15 Вт.К. (16,2 кг/см2; 210°С; уголь) Мийябара в 5-и КО. Наибольшая: 20 узлов (по контракту), экономическая: 12 узлов (7к).
Нормальный: 1000 т угля + 250 т нефти, усиленный: 2500 т угля.
450 миль (20 узлов), 1450 миль (12 узлов).
Броневой пояс: 102-127; 27-102 мм., барбеты башен 305-мм орудий; 305: 203мм, башни 305-мм орудий: 178 мм, барбеты башен 254-мм орудий: 120 мм, башни 254-мм орудий: 120 мм, казематы 152-мм орудий: 152 мм, боевая рубка: 305; 102 мм, броневая палуба: 51-76 мм.
800 человек, в боевых условиях 910 человек.
4-305 мм/45 (Д стр. – 110 кбт; 1 выстрел в минуту; 60 выстрелов);
12-254 мм/45 (Д стр. – 95 кбт; 3 выстрела в минуту; 90 выстрелов),
8-152 мм/45 (Д стр. – 85 кбт; 4 выстрела в минуту: 110 выстрелов),
12-76мм (Дстр. -46 кбт; 15 выстрелов в минуту; 140 унитарных патронов),
4-7,62 мм пулеметов, 2 прожектора 40-см + 4 прожектора 60-см.
5 подводных ТА 457 мм.
5-1,5 м. дальномеров тип В (2 в боевой рубке и 3 на мостиках).

“АКИ” (провинция на западе острова Хонсю, префектура Сига и Чифу) С 2.1919 г. по 1.1920 г. проходил плановый ремонт на верфи ВМФ в Куре. 20.09.1923 г., в соответствии с Вашингтонским договором был исключен из списков флота и разоружен. В конце 1923 г. переоборудован в корабль-цель. 7.09.1924 г. потоплен в Токийском заливе 406-мм снарядами ЛК “НАГАТО” и “МУЦУ” (по другим данным “КОНГО” и “ХИУГА”) с дистанции 110-120 кбт. Один из снарядов попал под WL в районе МО, в результате взрыва был разрушен корпус и корабль затонул.

-10

Броненосцы типа SHIKISHIMA

Стpоились в Англии по 10-летней пpогpамме 1894 года (“6+6”).

“Shikishima” 29.03.97 / 01.11.98 / 26.01.1900
“Hatsuse” 10.01.98 / 27.06.99 / 18.01.1901Shikishima”

14850 / 15200, 126,5 x 22,9 x 8,3 метpа
Боpт забpониpован полностью гаpвееникелевой (кpупповской) бpоней. Высота над КВЛ 1.34 (1.6), под КВЛ 1.1 (0.76) м. Толщина – нос-пеpвый баpбет ГК 102, на длине баpбета 178, далее 229 на длине 67 (32) м, на длине коpмового баpбета (МО и коpмового баpбета) 178, далее 102 мм. 178 мм участки пояса замыкались тpавеpзами 356 мм. Веpхний пояс на длине 67 м высотой 2.3 м 152 (тpавеpзы 102 мм). Гл пояс опиpался на скосы 102 (76) ГБП 63.5 (51) мм. Вне Тpавеpзов пояса толщина скосов 51 (76) мм. Каземат СК 152 (8 оpудий) и 51 (6 оpудий) мм. Баpбеты ГК 356 мм над ГБП, внутpенняя стенка 305 (356 везде) и 203 (152) ниже ее. Башни ГК – лоб 254, стенки 203, кpыша 152 мм. Hосовая pубка 356, ее кpыша 76 (102) мм. Коpмовая pубка 76мм.
2 веpтикальных ПМ тpойного pасшиpения, 2 винта, 25 котлов. По пpоекту 14500 лс, 18 узлов. Hа испытаниях 14600-16300 лс, 18.3-19 узлов. Угля 700/1550 тонн, дальность на полном запасе 4000 миль на 10 уз.
ГК: 2х(2х305/40)
СК: 14х152/45 – 8 в каземате, 6 в надстpойке.
МК: 20х76, 12х47
ТА: 4х457, подводные.
Экипаж 52/778 чел.

“Сикисима” – после капpемонта в 1919 БpБО 1 класса. В 23 pазоpужен по условиям Вашингтонской конфеpенции, до 38 учебное судно подводников, до 47 блокшив в Сасебо. В 1948 pазобpан в лом.

“Хацусе” – 15.05.1904 подоpвался на мине под Поpт-Аpтуpом. Во вpемя буксиpовки подоpвался втоpично и затонул от детонации коpмовых погpебов.

“Kashima”
“Kashima”

Линкоры типа KASHIMA – 2 ед.

“Kashima”
“Kashima”

“Kashima” 29.2.1904 / 22.3.1905 / 23.5.1906 – искл. 1922
“Katori” 27.4.1904 / 4.7.1905 / 20.5.1906 – искл. 1922

16400/17200 т, 129,6х23,8х8,1 м, ПМ-2, 20ПК, 16600л.с. = 18,5 уз., 1857 т уг. Броня: пояс 229 – 64 мм, башни ГК 229 мм, барбеты 305-127 мм, башни и барбеты СК 203-152 мм, палуба 76-50 мм, рубка 229 мм. Эк. 864 чел. 4-305 мм/45, 4-254 мм/45, 12-152 мм/45, 14-76 мм/40, 5 ТА 457 мм.

Строились в Англии, проект разработан на базе броненосца “Кинг Эдуард VII”. Приведены ТТХ “Касимы”, “Катори” немного отличался размерениями, мощностью механизмов и запасом угля (2007 т). На испытаниях <Катори> развил ход 20,22 уз. при мощности машин 18 500 л.с. В 1916 году на обоих линкорах установили по две зенитные пушки 76 мм/28 клб, а число орудий 76 мм/40 клб уменьшили до 10. Разоружены в апреле 1922 года и сданы на слом в 1924- 1925 годах.

-17

Эскадренные броненосцы типа  "Tango" (бывш. “Полтава”)

Построены в числе 3 однотипных ЭБР по судостроительной программе на 1891-1895 гг. Первые серийные бр. БФ. Предназначались для службы на Дальнем Востоке. Проект был разработан в МТК. По системе бронирования корпуса повторяли защиту, принятую на бр. “Сисой Великий”. Она имела оконечности, не защищенные поясной броней. Эти бр. отличались от предшественников тем, что на них из 12 – 152 мм орудий 8 располагались не в верхнем каземате, а в 4-х бортовых 2-х орудийных башнях. Такая схема повышала живучесть орудий и увеличивала углы обстрела. Все 3 бр. участвовали в русско-японской войне. 31.03.1904 г подорвался на мине и затонул на подходах к Порт-Артуру “Петропавловск”. Вместе с кораблем погиб вице-адмирал С.О. Макаров и известный художник В.В. Верещагин. 20.12.1904 г. “Севастополь” был затоплен экипажем в бухте Белый Волк.

"Tango" (бывш. “Полтава”)
"Tango" (бывш. “Полтава”)

Длина 114,3 метра
Ширина 21,34 метра
Осадка 7,98 метра
Водоизмещение стандартное 12950 т.
Механизмы2 вертикальных паровых машины 3-го расш. – 10600 инд. л.с.
(сумм.контр.) – построены в Великобритании; – 11223 инд. л.с. : 14 огнетрубных котлов (8,8 кГс/см.кв.) – построены в Великобритании.
Скорость хода:
Максимальная 16 уз,
экономическая 10 уз
Запас топлива, уголь.
Нормальный 900 т, усиленный 1130 т
Дальность плавания 5600 м (10 узл.)
Броня Главный броневой пояс – 305 мм носовая оконечность; 368 мм средняя часть (в районе машинного отделения и котельных отделений); 305 мм кормовая оконечность; Носовой траверз – 229 мм; Кормовой траверз – 203 мм; Башни главного калибра – 254 мм; Барбет башни главного калибра – 280 мм; Барбет башни среднего калибра – 127 мм; Палуба (в оконечностях) – 64; 76 мм; Броня палубы – 51 мм, Казематы – 127 мм.
Вооружение:
4 – 305мм/40 (Дальность стрельбы- 120 кбт.; 1 выстрел/ 5 мин.);
12 – 152мм/50 (Дальность стрельбы – 95 кбт.; 5 выстрелов/ мин.);
8 – 75мм/50 (Дальность стрельбы – 40 кбт.; 8 выстрелов / мин.);
6 – 7,62мм пулемета, 4 подводных ТА 457мм;
2 надводных бортовых ТА 457мм;
4 прожектора по 75 см.
Радиотелеграф 1 станция, 3 кВт (“Telefunken” 1913 г).
Экипаж 18 офицеров / 12 кондукторов / 690 нижних чинов

“Полтава”
Заложен 07.05.1892 г. / Спущен 25.10.1894 г. / Вступил в строй 18.08.1896 г.

Построен на Эллинге Нового адмиралтейства, Санкт-Петербург. После вступления в строй входил в состав Тихоокеанской эскадры БФ. Во время русско-японской войны участвовал в обороне Порт-Артура, 28.07.1904 г. – в бою с японским флотом в Желтом море. 22.11.1904 г. затонул на мелководье в Порт-Артуре после попадания тяжелого артиллерийского снаряда и детонации боезапаса. В ночь на 20.12.1904 г. был подорван экипажем по приказу командования, накануне капитуляции крепости. 8.07.1905 г. поднят японскими спасателями и в 1908 г., после восстановительного ремонта, под названием “Танго”, в качестве КБО 1 класса и учебно-артиллерийского корабля включен в состав ВМС Японии. В начале 1916 г. был выкуплен русским правительством. 21.03.1916 г. прибыл из Курэ во Владивосток и 24.03.1916 г. убыл в Александрию (Египет) для оказания поддержки эскадре союзников в Средиземном море. 8.01.1917 г. был зачислен в состав Фл. СЛО. В период 1-ой MB участвовал в захвате греческого флота в Саламинской б. С 24.09 по 28.09.1916 г. находился в составе Средиземноморской англо-французской эскадры, 26.10.1917 г. прибыл в Кольский залив и вошел в состав Фл. СЛО. В 3.1918 г. был захвачен английскими интервентами и передан белогвардейскому командованию. Летом 1918 г. перешел в Архангельск, где 21.02.1920 г. был захвачен частями РККА при освобождении города. В 3.1920 г. вошел в состав БВФ. 24.04.1920 г. – в состав МССМ. 16.06.1921 г. законсервирован и сдан к Архангельскому военному порту на хранение, где использовался в качестве учебной базы, а 3.07.1924 г. был исключен из состава РККФ, разоружен и сдан Комгосфондов для разборки на металл.

“Петропавловск”
Заложен 7.5.1892 / Спущен 28.10.1894 / Вступил в строй 6.1897

Заложен на эллинге Галерного острова. Участвовал в перевозке частей русского десантного корпуса из Порт-Артура (Люйшунь) в Таку (Дагу) в 5-6.1900 при подавлении Ихэтуаньского восстания в Северном Китае и в русско-японской войне (оборо-на Порт-Артура); являлся флагманским кораблем Тихоокеанской (с 17.4.1904 – 1-й Тихоокеанской) эскадры БФ. 31.3.1904 при выходе из Порт-Артура в составе эскадры погиб от подрыва на мине заграждения противника и 24.4.1904 исключен из списков судов БФ. Вместе с кораблем погибли командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин.

“Севастополь”
Заложен 7.5.1892 / Спущен 25.5.1895 / Вступил в строй 1898

Заложен на эллинге Галерного острова. Участвовал в русско-японской войне (оборона Порт-Артура (Люйшунь), бой с японским флотом в Желтом море 28.7.1904); входил в состав Тихоокеанской (с 17.4.1904 – 1-й Тихоокеанской) эскадры БФ. 10.6 и 10.8.1904 подрывался на минах заграждения противника, но оставался на плаву и после ремонта вновь вводился в строй. В ночь на 3.12.1904 при стоянке в б. Белый Волк подвергся атаке 9 японских миноносцев и, получив попадания 3 торпед, во избежание гибели приткнулся к берегу, где лег на грунт. Утром 20.12.1904 накануне капитуляции Порт-Артура взорван экипажем по приказу командования крепости.

-19

Линейные корабли типа “Fuso” – 2 единицы

-20

“Fuso” 11.3.1912/28.3.1914/11.1915/Погиб 25.10.1944
“Yamashiro” 20.11.1913/3.11.1915/3.1917/Погиб 25.10.1944

34700/39154 т; 210(вл)/212,8х30,6х9,7 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 75000 л.с., 24,7 уз., 5100 т нефти (наибольший), 8000 (16) миль. Броня: борт 305 – 102 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 32 – 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 мм, казематы 152 мм. Эк. 1400 чел. 6×2 – 356-мм/45, 14×1 – 152-мм/50, 4×2 – 127-мм/40, 10×2 – 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

“Fuso” и “Yamashiro” строились по программе 1911 г. Проект был создан на основе полученных из Англии чертежей строящегося там для японского флота линейного крейсера “Kongo”. При этом японские конструкторы существенно переработали их в соответствии с господствовавшей накануне Первой мировой войны точкой зрения, что линкор за счет меньшей, по сравнению с линейным крейсером, скорости хода должен иметь более мощное вооружение и бронирование. Уменьшив мощность ЭУ, по сравнению с прототипом, более чем на треть (с 64000 до 40000 л.с.) и выполнив корпус короче и шире, удалось повысить число орудий ГК с 8 до 12 и существенно усилить бронирование, доведя толщину пояса по ватерлинии и башен ГК до 305 мм (по сравнению с 203 – 229 мм на “Kongo”). Схема бронирования повторяла принятую на первых японских дредноутах. 305-мм пояс по ватерлинии, утончающийся к нижней кромке до 102 мм, защищал ЭУ и погреба. В оконечностях его толщина последовательно снижалась сперва до 203, а затем и до 102 мм. Поверх главного пояса в средней части корпуса тянулся 203-мм пояс, поверх которого борт защищала 152-мм броня каземата. Общий вес брони составлял 8588 т, на 2000 т больше, чем на прототипе. Вооружение состояло из 12 356-мм орудий (той же модели, что и на линейных крейсерах), размещенных в шести двухорудийных башнях, из которых две помещались в диаметральной плоскости в центральной части корпуса и имели ограниченные углы обстрела. ГК дополняли 16 152-мм орудий противоминного калибра в казематах и 6 подводных 533-мм ТА. Хотя на момент вступления в строй линкоры типа “Fuso” являлись крупнейшими военными кораблями в мире, спустя всего несколько лет, после принятия программы “8 – 8” их признали устаревшими и наметили к выводу из состава флота к 1928 г. От этой участи их спасла Вашингтонская конференция 1922 г., согласно решениям которой была прекращена реализация программы “8 – 8” и объявлены “линкорные каникулы”, а ценность имеющихся в строю линкоров многократно повысилась.

В 1927 – 1928 гг. оба линкора прошли первую модернизацию. Размеры носовой надстройки были увеличены, и своими очертаниями она стала напоминать пагоду, котлы перевели со смешанного на чисто нефтяное отопление. Появились 6 зенитных 80-мм/40 орудий. В 1930 – 1933 гг. “Fuso” подвергся второй, более обширной модернизации. Старая ЭУ (4 ПТУ, 24 ПК, 40000 л.с.) была заменена на гораздо более мощную (4 ТЗА, 6 ПК, 75000 л.с.). Несмотря на это она оказалась почти на 2000 т легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от первой дымовой трубы. Выигрыш веса пошел на усиление палубной брони и дополнительной защиты ЭУ. Улучшение противоторпедной защиты было достигнуто за счет установки бортовых булей, повысивших ширину корпуса с 28,7 до 30,6 м. Для компенсации возросшей ширины корпус удлинили в кормовой оконечности на 7,6 м, что с учетом ЭУ большей мощностью позволило повысить скорость с 23 до 24,8 уз. Угол возвышения орудий ГК был увеличен до 43° и 2-го калибра – до 30°. Число 152-мм орудий сокращено до 14, сняты все ТА. 80-мм зенитные орудия заменены четырьмя спаренными 127-мм/40 установками, которые дополнялись 8×2 25-мм автоматами. На крыше третьей башни смонтировали катапульту. За счет ликвидации первой дымовой трубы носовая надстройка была существенно перестроена, число вертикальных опор возросло с трех до семи. “Yamashiro” модернизировался с 1930 по 1935 г. в том же объеме, единственным существенным отличием стало иное расположение третьей башни ГК – из-за больших размеров носовой надстройки ее пришлось развернуть в сторону кормы, в то время как на “Fuso” она смотрела в нос. Кроме того, катапульта на “Yamashiro” размещалась на квартердеке. Незадолго до начала войны число 25-мм автоматов возросло до 20.

В годы войны до своей гибели оба корабля не претерпели каких-либо изменений в составе вооружения, лишь в 1944 г. число 25-мм автоматов увеличилось до 37 стволов. В начале 1944 г. имелись планы переоборудования их аналогично кораблям типа “Ise” в носители гидросамолетов, однако летом того же года от этой идеи отказались. Оба линкора были потоплены в ночном бою в проливе Суригао 25.10.1944.

“Fuso” получил попадание двух торпед с амер. ЭМ, взорвался и переломился на две части, которые еще некоторое время находились на плаву.

“Yamashiro” получил попадания четырех торпед с амер. ЭМ и большого числа 356-мм и 406-мм снарядов с амер. ЛК.

-21

Линкоры типа “Ise” – 2 единицы

“Ise” 10.5.1915/12.11.1916/15.12.1917/Погиб 28.7.1945
“Hyuga” 6.5.1915/27.1.1917/30.4.1918/Погиб 28.7.1945

35900 (“Ise”) и 36000 (“Hyuga”)/40169 т; 213,4(вл)/215,8×31,6×9,5 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 81 000 л.с., 25,3 – 25,6 уз., 5313 т (наибольший) нефти, 7870 (16) миль. Броня: борт 305 – 89 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 – 292 мм, казематы 152 мм. Эк. 1376 чел. 6×2 – 356-мм/45, 16×1 – 140-мм/50, 4 х 2 – 127-мм/40, 10 х 2 – 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

“Ise” и “Hyuga” строились по программе 1912 г. Первоначально предполагалось, что они станут повторением типа “Fuso”, однако в процессе проектирования в чертежи было внесено большое количество изменений, учитывающих как опыт постройки линкоров программы 1911 г., так и новые требования руководства флота. Главным отличием новых линкоров стало иное взаимное расположение башен ГК №3 и №4 и котельных отделений в средней части корпуса – башню №3, ранее зажатую между двух групп котлов, переместили в сторону кормы, а все котельные отделения сгруппировали вместе, сдвинув в сторону носовой оконечности. Обе средние башни теперь удалось поставить рядом линейно-возвышенно (№3 поверх №4). Подобное расположение артиллерии упростило управление огнем. Другим важным новшеством стал переход на противоминные орудия нового калибра – 140 мм. Помимо более легкого и удобного в обращении снаряда, сами установки весили меньше, чем 152-мм, что позволило увеличить число орудий противоминного калибра с 16 до 20. Схема бронирования не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, за исключением некоторого увеличения протяженности 305-мм части пояса по ватерлинии за счет снижения его толщины в оконечностях и увеличения толщины барбетов. Кроме того, главная броневая палуба получила скосы, примыкающие к нижней кромке броневого пояса. Как и на “Fuso”, ЭУ состояла из четырех турбин с прямой передачей и 24 ПК со смешанным отоплением, но вследствие их несколько большей паропроизводительности мощность удалось повысить с 40 000 до 45 000 л.с. Это, а также некоторый рост длины корпуса (из-за перераспределения КО) привело к увеличению скорости до 23,5 уз. Несмотря на все нововведения водоизмещение возросло всего на 600 т (стандартное: у типа “Fuso” – 29326 т; у типа “Ise” – 29990 т).

Как и их предшественников, “Ise” и “Hyuga” после выполнения программы “8 – 8” предполагалось вывести из состава флота, но решения Вашингтонской конференции 1922 г. изменили эти планы. Вопрос о модернизации кораблей поднимался еще в середине 1920-х гг., однако до середины следующего десятилетия на обоих линкорах каких-либо капитальных работ не проводилось. В 1930 -1931 гг. увеличили размеры носовой треногой надстройки, разместив на ней ряд дополнительных платформ. Одновременно котлы перевели на жидкое топливо. В 1933 г. на обоих кораблях смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов. Кардинальная реконструкция этих линкоров началась в середине 1930-х гг. (“Ise” – с 1934 по 1936 г., “Hyuga” – с 1935 по 1937 г.). Корпус удлинили за счет кормовой наделки на 7,6 м, установили бортовые були противоторпедной защиты (ширина возросла с 28,7 до 31,6 м). ЭУ полностью заменили, смонтировав четыре ТЗА мощностью свыше 80000 л.с., пар для которых вырабатывали 8 ПК. Будучи почти в два раза мощнее, новая ЭУ была легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от носовой дымовой трубы. Угол возвышения орудий ГК увеличили до 33°. Число 140-мм/50 орудий сократили до 16. 80-мм зенитки заменили на 4 х 2 127-мм/40 установки. Их дополняли 40-мм/40 “пом-помы” и 13,2-мм пулеметы, вместо которых, однако, вскоре установили 10 спаренных 25-мм автоматов. Кроме того, были сняты все ТА. Палубное бронирование в ходе модернизации было значительно усилено – толщина главной палубы над ЭУ и погребами достигла 97 мм, а верхней – до 51 мм. К тому же основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней. Общий вес брони увеличился с 9525 т до 12644 т. После модернизации стандартное водоизмещение приблизилось к 36000 т, однако возросшая мощность ЭУ и удлинение корпуса позволили даже повысить скорость хода до 25,3 уз., более чем на 1,5 уз. В 1943 г. началась перестройка обоих линкоров в весьма экзотические корабли, не имевшие аналогов ни в одном флоте мира, – линкоры-авианосцы. Появление столь необычного проекта, как правило, объясняется тяжелыми потерями в авианосцах, понесенным Японией у Мидуэя. В соответствии с проектом кормовые башни ГК №5 и №6 снимались, а все пространство в корму от надстройки занимал ангар длиной 60 м, где могли помещаться до 10 самолетов. Поверх ангара оборудовалась короткая палуба, связанная с ним лифтом. Сама палуба была слишком короткой не только для посадки самолетов, но и для запуска и служила для базирования еще 12 машин и обслуживания авиатехники. Запуск производился с помощью двух катапульт.

Угол возвышения орудий в оставшихся четырех башнях был доведен до 43°. Всю вспомогательную артиллерию сняли, заменив на 8 х 2 127-мм/40 установок, число 25-мм автоматов возросло до 57. Запас топлива сократился до 4249 т, часть освободившегося объема пошла на размещение авиабензина. За счет свеса “полетной” палубы в корме наибольшая длина корабля возросла до 219,6 м. Водоизмещение несколько снизилось – до 35350/38670 т. Первоначально на роль “палубного” самолета предназначался колесный пикирующий бомбардировщик D4Y3 “Suisei”. He очень понятно, куда предполагалось сажать авиагруппу после выполнения задания. Вряд ли предусматривалась тактика камикадзе – проект зародился во второй половине 1942 г., когда единичные самоубийственные атаки носили спонтанный характер и ни о каком планировании подобных действий, а тем более постройке специальных кораблей для этих целей речи быть не могло. Скорее всего, таким путем японцы пытались увеличить число “взлетных площадок”, сажая запущенные с “Ise” и “Hyuga” самолеты на полноценные авианосцы. Из-за нехватки D4Y3 “Suisei” на линкоры-авианосцы они так и не поступили, а оба корабля переориентировали на базирование на них такого же числа гидросамолетов разведчиков – пикирующих бомбардировщиков Е-16А1. Однако, попали ли эти самолеты на корабли – не известно (по крайней мере, для “Hyuga” авиагруппа так и не была сформирована).

В июне 1944 г. число 25-мм автоматов увеличили до 108 (31 х 3 и 15 х 1). В сентябре на обоих кораблях установлены по 6 х 28 120-мм НУРС, в начале следующего месяца сняты обе катапульты, так как авиагрупп на борту в ближайшем будущем не предвиделось. В ходе сражения в заливе Лейте 25.10.1944 корабли получили легкие повреждения: “Ise” – от многочисленных близких разрывов, “Hyuga” – от прямого попадания бомбы в корму. Оба корабля с февраля 1945 г. находились в Куре, обеспечивая ПВО базы. “Ise” 13 марта и “Hyuga” 19 марта повреждены амер. палубной авиацией, после чего уже не ремонтировались. 24 июля вновь повреждены амер. палубной авиацией, “Hyuga” сел кормой на фунт. Во время налета 28 июля оба линкора получили новые бомбовые попадания и затонули на мелководье.