Найти тему
Усадьба Кусково

Немецкий портрет в собрании «Музея-усадьбы «Кусково». Иоганн Франкарт и Франц Липпольд

См. Немецкий портрет в собрании усадьбы Кусково. Г.Гроот

Помимо Портретной галереи почетное место «немецким» портретам отводилось и в интерьерах кусковского Дворца: в парадных гостиных граф П.Б. Шереметев разместил собственные портреты ки­сти Г. Гроота и Франкарта.

Заказ на создание очередного портрета владельца усадьбы часто диктовался модой на заезжего иноземного портретиста. Якоб Штелин (директор художественного департамента Петербургской Академии наук) свидетельствует, что с появлением в Петербурге «очень хорошо обученного портретиста из Гамбурга» Франкарта представители знатнейших российских родов пожелали быть запечатленными его кистью. Такой портрет был и у графа Петра Борисовича Шереметева.

«Портрет П.Б. Шереметева» был написан Франкартом не ранее 1739 года. На подрамнике сохранилась надпись «25 лет», но, по всей вероятности, «портрет его сиятельства графа государя в кавалерии святой Анны» дописывался позже, с получением Шереметевым аннинско­го ордена в 1741 году.

Иоганн Балтазар Франкарт (1711, Гамбург — 1743)

Немецкий портретист, родом из Гамбурга. С конца 1730-х до начала 1740-х годов работал в Москве и Петербурге. В настоящее время с его именем связывают около десятка произведений из российских собраний (Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Пермской государственной художественной галереи и др.)

«Франкарт — очень хорошо обученный портретист из Гамбурга, в 1737—1743 годах написал в Москве и Петербурге много прекрасных портретов предстаителей знатнейших российских родов в совершенно французском вкусе. ... После того как однажды в Петербурге он увидел несколько привезенных из Италии портретов, он настолько влюбился в их сильную светотень, что совершенно изменил свою прежнюю манеру и начал писать с сильным светом и глубокими тенями. Это придало его картинам новую силу. ... Франкарт намеревался поехать в Италию, но так как он хотел прежде посетить свой родной город, то осенью 1743 году он отплыл на корабле, на котором и умер от чахотки, когда ему едва было 30 лет».

Я. Штелин. Записки о живописи и живописцах в России.

Два портрета работы Франца Липпольда относятся к более поздним поступлениям в основное собрание Шереметевых, которое продолжало формироваться и в XIX веке. Широко представленный в современных музейных собраниях Германии, этот портретист оказался «rare avis» в художественной культуре России. Кусково, как и в случае с Г. Швейкхардтом, оказалось единственным обладателем портретов этого мастера среди отечественных музеев.

Портрет Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского (1705 - 1745 гг.). 1739г. Липпольд
Портрет Людвига Вильгельма Гессен-Гомбургского (1705 - 1745 гг.). 1739г. Липпольд

Франц Липпольд (1688, Гамбург — 1768, Франкфурт-на-Майне)

Немецкий портретист, ученик Балтазара Деннера. Работал при различных немецких дворах. С 1723 года — в Гамбурге, где его произведения получили наибольшее признание.

Портрет Анастасии Ивановны Гессен-Гомбургской (1700 - 1755 г.). 1730-е гг. Липпольд
Портрет Анастасии Ивановны Гессен-Гомбургской (1700 - 1755 г.). 1730-е гг. Липпольд

Скромное по объему «немецкое собрание» музея-усадьбы Кусково вполне может служить иллюстрацией российско-немецких художественных связей XVIII века в области портретной живописи как пример приобщения отечественного искусства к художественному опыту Европы. Уникальные для российских собраний работы Генриха Швейкхардта и Франца Липпольда вносят небольшой, но весомый вклад в изучение творчества немецких мастеров и выявление их новых работ в российских музеях благодаря эталонным портретам из собрания Кускова.