Продолжаем рассказывать, какими уловками пользуются ораторы для беспочвенного склонения аудитории к своей позиции и смотрим на приемы, которые могут помочь снискать благосклонность публики.
Риторические уловки, которые допустимы в речи оратора
01. «Хиазм»
Значение приема легко запомнить по первой букве Х, которая представляет собой перекрещивание двух линий. Суть уловки состоит в этом же – вторая половина важной для оратора фразы строится в обратном порядке членов предложения. Например, все помнят, как на инаугурации Джон Ф. Кеннеди сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас. Спросите себя, что вы можете сделать для своей страны».
Нередко из речи люди запоминают идеи, построенные именно на этом приеме, причина проста – образность влечет за собой всплывание картинки в сознании. Между тем, как и во всем другом, важно не забывать об аристотелевской «золотой середине» – в речи должно быть не больше 1-2 подобных примеров.
02. «Аллегория»
Трудно найти текст, в котором бы не было сложных для восприятия абстрактных понятий наподобие «толерантность», «дружба», «свобода» и других. Особенность этих слов заключается в том, что каждый их понимает по-своему, оратору же для воздействия идеей необходим общий «словарь» с аудиторией. В этом случае и оказывается уместным прием аллегории или иносказания.
Приведем в пример фрагмент из классической речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта»:
«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».
Образ равноправия подсвечивается определенной картинкой. Когда оратор говорит об этом понятии, то он уверен, что аудитория воспринимает его правильно, а не пускается в свои личные смысловые маршруты.
Вспомним и знаменитый монолог из фильма Джейсона Райтмана «Мне бы в небо», который также строится на этой позволительной уловке.
Героя Джорджа Клуни приглашают руководители компаний, чтобы он сообщил сокращенным сотрудникам неприятные известия и постарался отговорить их от судебных исков:
«Сколько весит ваша жизнь? Представьте на секунду, что у вас за плечами рюкзак. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как лямки давят вам на плечи. Чувствуете? Теперь я хочу, чтобы вы наполнили его всем, что у вас есть в жизни. Начните с мелочей, с того, что лежит у вас на полках и в ящиках — безделушек, сувениров. Теперь положите вещи покрупнее. Ваше кресло, кровать, кухонный стол — все кладите туда. Ваше жилище, что бы это ни было — однокомнатная квартира или дом с двумя спальнями. Я хочу, чтобы вы засунули все это в ваш рюкзак. Теперь сделайте шаг. Тяжеловато, правда? Вот что мы делаем сами с собой, день за днем — изводим себя так, что в конце концов не остается сил на то, чтобы сделать хоть шаг».
Как мы видим, аллегория позволяет посмотреть на ситуацию по-другому.
Опасность здесь только одна – уйти в иносказательный мир, понятный только самому оратору. Важно не терять логической связи с тем, что является в речи основным посылом.
Заключение
На риторической карте вы можете встретить еще много уловок, которые ораторы используют сознательно и бессознательно, главное состоит в другом – научиться видеть их для того, чтобы не попадать в ситуацию по типу «Я сам обманываться рад», для этого достаточно соблюдать простые правила:
1. Важно не бояться переспрашивать то, что не понятно. Жонглирование сложными терминами, ссылки на анонимные источники и прочая словесная эквилибристика должна сразу же насторожить. Просьба о приведении точных определений и данных не умаляет собеседника, но позволяет четче определить исход спора. Природная забывчивость оратора – не повод соглашаться со слабым доводом.
2. Необходимо обращать внимание на стилистику в речи – в одном случае, фигуры речи помогают сделать аргументы четкими и легко воспринимаемыми, поэтому они допустимы, в другом – они могут быть использованы для запутывания слушателей и проведения параллелей с нарушением логики.
3. При подозрении на то, что оратор использует против вас тактику уловок, можно сделать следующее: во-первых, указать собеседнику на неподобающий прием, во-вторых, подвергнуть сомнению правомочность такого ведения дискуссии.
P.S.
Для большего погружения в тему рекомендуем вам прочитать две книги, которые стали классикой риторики, но интересны они в данном контексте не только поэтому.
В европейской культуре искусством ведения дискуссии называется эристикой, с важной оговоркой – утверждение своей точки зрения возможно любыми путями. Другими словами, оратор пытается убедить собеседника в своей правоте, не всегда думая об истине и его интересах.
Чтение любой из этих книг – беспроигрышное вложение в себя, в свое умение, подобно архитектору, строить речевое здание устойчивым и запоминающимся.
Полная версия публикации доступна в нашем блоге