КАКИЕ БЫВАЮТ КАДАСТРЫ?
Различают следующие разновидности каталогов:
- Государственный кадастр отходов (ГКО);
- Государственный классификационный каталог отходов (ГККО);
- Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО);
- Региональный классификационный каталог отходов (РККО);
- Сводные каталоги;
- Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Любой их перечисленных каталогов включает в себя наименования отходов, индивидуальный номер для каждого их вида, сведения о составе, свойствах, количестве, технологиях, местах их размещения и способах обращения с ними. В присвоенном номере закодирована такая информация об отходах, как:
- агрегатное состояние;
- происхождение;
- опасные свойства;
- класс опасности.
КАДАСТР ОТХОДОВ.
Это база данных об образующихся у природопользователей отходах, местах их размещения, оборудовании и технологиях, применяемых для их утилизации или обезвреживания, а также о коммерческих организациях, специализирующихся на их приеме и дальнейшем обращении. Данные, входящие в его состав, пополняются и обновляются ежегодно, для чего природопользователями и собственниками объектов размещения в надзорные органы передается соответствующая отчетность.
Основанием для ведения кадастра является статья 20 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г., контроль за данным процессом осуществляют департаменты Минприроды, расположенные по месту осуществления деятельности поднадзорных предприятий. Порядок предоставления информации устанавливается для каждого региона индивидуально и регулируется соответствующими приказами и распоряжениями. Для поднадзорных объектов Свердловской области он установлен таким документом, как Постановление Правительства Свердловской области №1036-ПП от 23.10.2017 г. Документ размещен на сайте МПР и находится в открытом доступе.
Данные, подлежащие внесению в кадастр, предоставляются в форме следующих видов отчетности:
- технического отчета об образовании и обращении с отходами;
- характеристики объекта размещения отходов;
- характеристики технологии (установки) обработки, утилизации, обезвреживания отходов.
КТО МОЖЕТ СФОРМИРОВАТЬ И ПРЕДОСТАВИТЬ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В КАДАСТР?
Необходимая информация формируется и предоставляется природопользователями в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей самостоятельно. При отсутствии необходимого опыта, знаний или технической возможности, они могут обратиться за помощью в специализированные организации. Это не только позволит ускорить процесс сбора исходной информации и формирования отчетных документов, но также исключит вероятность наличия в отчетах ошибок и упростит процесс предоставления данных в контролирующие органы.
Срок формирования одного отчета составляет от 7 дней, стоимость – от 9900 рублей.
КТО ДОЛЖЕН ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ?
Содержание регионального документа включает такие информационные материалы как:
- документальная база отходов, образующихся на территории поднадзорного региона;
- сведения об используемых технологиях и установках, предназначенных для обезвреживания, обработки и утилизации отработанных компонентов производственного процесса;
- перечень ИП и юридических лиц, осуществляющих сбор, обработку, утилизацию, транспортировку, обезвреживание и размещение утиля;
- реестр объектов, предназначенных для размещения отходов.
Соответственно, в первую очередь, материалы, необходимые для формирования указанной информационной базы предоставляют природопользователи, деятельность которых сопровождается образованием компонентов и веществ, утративших потребительские свойства. В состав отчетной формы не входят данные о медицинских, биологических и радиоактивных отходах.
Помимо этого, данные формируют собственники функционирующих и выведенных из эксплуатации объектов размещения утиля, в том числе его несанкционированного складирования.
Еще одной категорией предприятий, обязанных формировать отчетность, являются собственники оборудования, задействованного в процессах обращения с отходами.
Данные об организациях, принимающих производственный мусор для дальнейшего обращения, формируются на основании выданных им лицензий на осуществляемую деятельность, и представляются собственниками только в случае получения соответствующего запроса из МПР.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ.
Отчетность может быть предоставлена как в бумажном варианте, так и в электронном виде с обязательным заверением цифровой подписью. Согласно установленному регламенту, данные предоставляются ежегодно, в срок до 1 февраля каждого нового отчетного года.
Принимающим отчетность государственным органом выступает ГКУ СО «Центр экологического мониторинга и контроля». Органы местного самоуправления предоставляют отчетные документы в территориальный департамент МПР.
Технический отчет также может быть сформирован при помощи специализированного программного продукта, доступного для скачивания на сайте МПР. Совместно с данным видом отчетности, природопользователи также должны представить копии разработанных паспортов отходов, документацию об установлении нормативов при наличии необходимости ее получения. Остальные виды отчетов предоставляются согласно утвержденной форме, без дополнительных сопроводительных документов.
ЧТО ВОЙДЕТ В СОСТАВ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СВЕДЕНИЙ?
На титульном листе технического отчета указывается наименование отчетной формы, код природопользователя в кадастре, его наименование, юридический и фактический адрес, коды статистики (ИНН, ОКВЭД, ОГРН, ОКТМО). В содержание документа входят:
- данные о движении отходов за прошедший отчетный год: их перечень, код по ФККО, наименование, класс опасности, объемы образования, получения, передачи, утилизации, обезвреживания и размещения;
- объем полученного производственного мусора, с указанием наименования каждого образовавшегося вида отработанных компонентов, его кода по ФККО, объема передачи и наименования передающей организации;
- объем утиля, переданного в сторонние компании, также с указанием его перечня, кодов, объемов передачи и данными принимающего предприятия.
Сформированные материалы заверяются подписью руководителя и печатью организации, а также подписью исполнителя с указанием его контактов.
Характеристика объекта размещения отходов включает информацию о коде и наименовании данного объекта, названии эксплуатирующей его организации и ее коде в государственном кадастре объектов размещения. Далее следует более подробная информация об объекте, в состав которой входит его вид, назначение, текущее состояние, место расположения, период функционирования, код ОКТМО, географические координаты, форма собственности, площадь, реквизиты правоустанавливающих документов на землю, размер СЗЗ, наличие проектной документации и заключения ГЭЭ, мощность и вместимость, объем накопленного мусора, наличие защитных средств, оснащенность оборудованием, виды проводимого мониторинга и код объекта в государственном реестре.
Данные, вошедшие в состав этого отчета, также заверяются непосредственным руководителем эксплуатирующего полигон предприятия и лицом, ответственным за формирование отчетной формы с указанием контактной информации.
В содержание характеристики технологии (установки) обработки, утилизации, обезвреживания отходов включают наименование и код эксплуатирующего ее юридического лица или ИП, наименование производственного участка, на котором установлено оборудование, наименование используемой установки, ее назначение, наличие технической документации и заключения ГЭЭ, период эксплуатации, перечень компонентов, подлежащих утилизации, обработке или обеззараживанию, с указанием наименования, кода ФККО, класса опасности и мощности (объемов переработки).
Информация также заверяется руководителем и отечественным исполнителем.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
За нарушения, связанные с несвоевременным предоставлением отчётности или наличием в ее содержании ошибок и искажений, ответственность назначается по статье 8.5 КоАП. Размер штрафа в таком случае составит:
- для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей.
Соответственно, для предотвращения ошибок и своевременного формирования необходимых данных, предприятиям следует со всей ответственностью подойти к выберу исполнителя.
Еще одной статьей, регламентирующей наказание в случае несоблюдения установленных при обращении с производственным мусором законодательных требований, выступает статья 8.2 КоАП.
В соответствии с содержанием п. 1 указанной статьи, штрафные санкции составляют:
- для должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей;
- для ИП - от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц - от 100 до 250 тысяч рублей.
Предприятиям также может грозить временное приостановление деятельности, продолжительность которого назначается сроком до девяноста суток.