См. Георг-Христоф Гроот
Отражением общего для вельможного дворянства стремления обладать работами именитых немецких мастеров можно считать наличие в кусковском собрании произведений признанных — придворных и модных в аристократических кругах — портретистов — Таннауэра, Гроота, Швейкхардта, Франкарта.
Ценные сведения о немецких художниках — именитых и, что важнее, «второго ранга» - сохранились в российской библиографии благодаря покровителю «всех немецких муз» в России Якобу Штелину (1709—1785), директору художественного департамента Петербургской Академии наук.
Его «Записки о живописи и живописцах в России», создававшиеся на протяжении почти тридцати лет, являются первым русским художественно-биографическим словарем. В них Штелин запечатлел взгляды и оценки современника на «российские художества». Они и по сей день являются единственными источниками биографических сведений о таких портретистах, как Генрих Бухгольц и Франкарт, имя которого до сих пор остается неизвестным.
Портретная живопись представляла для владельца усадьбы Кусково особый интерес. Здесь во второй половине XVIII века графом Петром Шереметевым была основана Портретная галерея.
Появившиеся вследствие особого интереса дворянства к отечественной истории, деяниям предков, усадебные портретные галереи были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев. Однако кусковская Портретная галерея, единственная сохранившаяся из подобных, занимает особое место: она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII - начала XIX века. Это в полном смысле коллекция, а не подборка фамильных портретов. Впоследствии такой принцип стал основным при формировании портретных галерей в русских усадьбах. Современные исследователи справедливо считают П.Б. Шереметева законодателем новой моды.
Создавая в Кускове Портретную галерею, граф составил ее из портретов «славных особ» разных времен и стран. Признанием заслуг Шереметева в этой области стало избрание его в 1766 году «почетным художеств любителем Академического собрания».
Галерея начиналась изображениями русских правителей допетровского времени: от Ивана Грозного до царя Ивана Алексеевича. За ними следовали представители дома Романовых вплоть до конца XVIII века. Значительная часть галереи отводилась портретам видных российских государственных деятелей и военачальников XVIII века. И завершали «парад портретов» представители правящих династий западноевропейских стран.
Генрих Вильгельм Швейкхардт (1746, Бранденбург — 1797, Лондон)
Укоренившиеся еще в петровское время политические и культурные российско-немецкие связи обусловили солидное «представительство» Германии в шереметевской Портретной галерее. Помимо копий с портретов немецких королей и знатных особ, созданных русскими живописцами, собрание обогатилось серией «королевских портретов» Г. Швейкхардта. Работая в 1770- 1780-х годах в Гааге и Лондоне, он создал ряд изображений монархов западноевропейских стран — Нидерландов, Англии, Неаполитанского королевства и Сардинии.
По-видимому, все восемь портретов работы Г. Швейкхардта были приобретены единовременно, «по случаю». Они оказались единственными произведениями этого художника в России, неведомыми пока путями, попавшими в шереметевскую Портретную галерею.
Немецкий живописец учился у Джироламо Лаписа, художника итальянского происхождения, работавшего в Гааге и открывшего там ателье с художественной школой. Работал в Гааге (1775—1786) и Лондоне (с 1786), где позднее выставлял свои произведения в Королевской академии и Обществе художников. Портретист, писал также пейзажи с животными и зимние пейзажи в духе голландцев XVII века. Известен как художник по обоям и гравер.