Для чего нужно проверять контрагентов
В первую очередь для того, чтобы потом налоговики не придирались к вашим расходам, не снимали вычеты по НДС, не доначисляли налоги и не штрафовали, если вдруг ваш контрагент им не понравится.
Ещё с начала «нулевых» годов налоговики пытались переложить ответственность за неуплату налогов фирмами-однодневками на их контрагентов.
В 2006 году появилось понятие «должная осмотрительность» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Бизнесмен мог избежать налоговой ответственности при работе с подозрительными контрагентами, только если докажет, что принял все меры для их проверки.
С появлением в Налоговом кодексе статьи 54.1 НК РФ на первый план вышли деловая цель, реальность сделки, и то, кто на самом деле выполнял обязательства по этой сделке.
То есть у налоговиков не будет претензий к вашим расходам и вычетам, если:
- товары или услуги, которые вы купили, действительно были нужны для вашего бизнеса;
- сделка была не только на бумаге, но и в действительности;
- поставил товары или оказал услуги именно тот контрагент, с которым вы заключили договор, а не кто-то другой.
Контрагент должен обладать правоспособностью, а его руководители — необходимыми полномочиями.
У исполнителя по договору должна быть техническая возможность выполнить свои обязательства: персонал, помещения, оборудование и т.п. К примеру, вы заключаете договор на грузоперевозки — тогда у исполнителя должен быть соответствующий транспорт. У поставщика товаров должны быть склады, приспособленные для хранения таких товаров, персонал и т.д.
А для некоторых видов деятельности нужна лицензия или членство в СРО, например — при проведении строительных работ.
Все это нужно проверить, прежде чем подписывать договор.
Что будет, если не проверить контрагента
Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.
Если налоговики докажут, что у контрагентов не было возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, суд встанет на их сторону.
Доказать фиктивность сделки могут такие факты:
- Контрагенты не находятся по адресу государственной регистрации.
- Налоговую отчётность сдают с нулевыми или минимальными суммами.
- У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
- Нет расходов, связанных с исполнением обязательств: на закупку товаров, аренду помещений и коммунальные платежи, выплату зарплаты и т.п.
В деле № А75-7919/2017 компания проиграла в суде именно поэтому. Заключили договор на поставку стройматериалов. Налоговая выяснила, что фирма поставщика по юридическому адресу не находится, для поставки у неё нет ни транспорта ни основных средств, ни персонала. По банковским выпискам не увидели соответствующих расходов на аренду, коммуналку, зарплату персоналу. В декларациях была минимальная сумма налога. Суд решил, что налоговики правильно отказали в вычетах, доначислили налог и выписали штраф. К такому же выводу суд пришёл и в деле № А79-5339/2017.
Но бывает и наоборот.
Если налоговики не докажут, что сделка была фиктивной, суд встанет на сторону налогоплательщика.
Компания передала на субподряд другим фирмам работы по ремонту технологического оборудования. Налоговики решили, что у этих фирм не было материальных и трудовых ресурсов для таких работ, а значит сделки были фиктивные, и сняли вычеты. Но суд решил, что у налоговиков недостаточно доказательств, чтобы это утверждать. Все документы по сделкам в наличии были, фирмы-субподрядчики реально существуют, признаками однодневок не обладают, состоят в СРО, участвуют и выигрывают в конкурсах на госзакупки. А то что у них ресурсов нет — так по закону они имеют право привлекать третьих лиц (постановление АС Уральского округа № Ф09-5555/18 от 24.09.2018 по делу № А50-31119/2017).
Работа с непроверенными контрагентами — это не только налоговые риски, но и риск нарваться на мошенников. Например, если компания с 2-3 сотрудниками, без основных средств и членства в СРО предлагает выполнить строительные работы и просит перечислить аванс, вы рискуете остаться и без денег, и без построенного объекта.
Какие данные собрать для досье на контрагента
Перед сделкой проверьте:
- Сведения о регистрации и постановке на налоговый учёт.
- Есть ли у руководителей полномочия на заключение сделки.
- Где фактически находится фирма.
- Есть ли у неё производственные площади, оборудование, нужный персонал.
- Есть ли у компании сайт и какая информация на нём размещена: есть ли сведения о компании, руководстве, информация о товарах и услугах, насколько актуальны данные на сайте.
- Есть ли нужные лицензии и членство в СРО.
Полезно проверить судебные дела, в которых участвовал ваш потенциальный партнер. Если он часто фигурирует в судебных процессах в качестве ответчика, то скорее всего он не выполняет обязательства или находится в финансовом кризисе.
Где взять информацию о контрагенте
Самый простой вариант — запросить информацию у самого партнёра по сделке. Если он отказывается её давать — это уже повод для того, чтобы насторожиться.
Воспользуйтесь специальным сервисом «Моё Дело» для проверки контрагентов и получите полное досье:
- не является ли юридический адрес фирмы адресом массовой регистрации, а учредитель — массовым учредителем;
- сдает ли фирма отчётность, какие у неё доходы и расходы;
- какая среднесписочная численность сотрудников;
- есть ли у фирмы налоговые правонарушения и долги перед бюджетом;
- не находится ли фирма в состоянии ликвидации или банкротства, и многое другое.
Собрав полное досье вы сможете оценить финансовое положение и благонадёжность контрагентов, и снизить финансовые, репутационные и правовые риски при работе с партнёрами.
Вывод
Проверка контрагента позволяет не только защититься от возможного мошенничества, но и снизить налоговые риски.
Чем крупнее предстоящая сделка, тем тщательнее нужно проверить контрагента. Одних регистрационных документов недостаточно — нужно убедиться, что у партнёра есть ресурсы для выполнения обязательств.
Информацию запрашивайте у самих партнёров и в специальных сервисах для проверки контрагентов.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!