Найти тему

Положение о производственном экологическом контроле ППЭК.

Оглавление

Производственный экологический контроль (ПЭК) является основной формой контроля и прогнозирования изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности предприятий. Его организация является прямой обязанностью экологических служб, функционирующих на объектах I-III категории НВОС, а проведение затрагивает все структурные подразделения предприятия.

Основанием для ПЭК выступают требования природоохранного законодательства, базирующиеся на содержании:

  • ст. 67 Закона №96-ФЗ от 10.01.2002 г.;
  • Приказ Минприроды № 74 от 28.02.2018 г.

В состав ПЭК входят мероприятия по оценке качества состояния атмосферного воздуха, водных объектов, мест размещения отходов. Перечень и объем таких мероприятий определяется содержанием внутреннего экологического документа природопользователей - Положения производственного экологического контроля (ППЭК). Оформление данного документа является одним из наиболее важных этапов внедрения экологической политики на производственных объектах.

КТО МОЖЕТ РАЗРАБОТАТЬ ПЭК?

Формирование рассматриваемого документа может быть осуществлена:

  • силами самого предприятия;
  • специалистами коммерческих экологических компаний.

В ходе работы проводится оценка текущей степени влияния природопользователя на экологическую обстановку, на основании которой определяются мероприятия по лабораторному мониторингу ее дальнейшего изменения. Для этого требуется не только наличие опыта у исполнителя, но и специализированные программные средства.

Соответственно, при выборе разработчика стоит объективно оценить как его профессиональные качества, так и наличие технической возможности. Как правило, штатные специалисты предприятия не всегда имеют необходимое программное обеспечение и достаточный опыт разработки природоохранной документации. Поэтому, логичным становится выбор в качестве исполнителя сотрудников специализированных организаций. К тому же, это сопряжено с получением таких преимуществ, как:

  • сокращенные сроки разработки;
  • учет требований актуального законодательства;
  • учет особенностей технологического процесса, применяемого на предприятии.

Стоимость услуги составляет от 25 000 рублей, срок формирования Пположения производственного экологического контроля занимает от 10 дней. Оказать влияние на стоимость и сроки могут такие факторы, как:

  • наличие на объекте разработанной природоохранной документации;
  • количество источников воздействия на природную среду;
  • сложность технологии производства.

ЧТО ВОЙДЕТ В СОСТАВ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ?

Содержание документа регламентируется требованиями Приказа Минприроды № 74. В соответствии с ним ППЭК состоит из нескольких разделов, посвященных как общим организационным вопросам, так и непосредственно мероприятиям по организации необходимого объема наблюдений. Так, первый раздел документа содержит краткие сведения о природопользователе, включающие наименование, коды статистики, данные о постановке на учет и присвоенной категории НВОС, информацию о лице, несущем ответственность за предоставление соответствующей отчетности и принимающей ее организации, а также общие положения, на которых в целом базируется процесс организации экологического мониторинга на объекте.

Далее в Положении проводится анализ влияния деятельности природопользователя на состояние атмосферного воздуха. В разделе указываются сведения о проведенной инвентаризации и ее результатах, включающие дату ее организации и последующей корректировки, наименование и объем выбрасываемых загрязняющих веществ суммарно по предприятию, по каждому структурному подразделению и по каждому компоненту выброса отдельно. Очередной раздел посвящен инвентаризации сбросов, осуществляемых в водные объекты. В него входит перечень договоров водопользования, решения о предоставлении в пользование водных объектов, суммарный объем сбросов в водные объекты по каждому выпуску в целом и по каждому загрязняющему веществу в его составе. При заключении договоров на водопотребление и водоотведение со специализированными организациями, в разделе требуется указать их номер и дату заключения.

В разделе, посвященном отходам и инвентаризации мест их размещения указывается общий перечень образующихся отходов, сформированный в соответствии с требованиями действующего ФККО, а также данные по объектам их размещения, находящимся на балансе предприятия. В случае отсутствия у природопользователя таких объектов, в разделе приводятся данные о передаче отходов для дальнейшего обращения в сторонние организации.

Очередной раздел формируется на основании внутренних приказов и должностных инструкций, действующих на предприятии, и включает информацию о распределении ответственности за организацию экологического мониторинга между штатными сотрудниками и структурными подразделениями. Проведение необходимого объема наблюдений чаще всего сопряжено с привлечением специализированных аккредитованных лабораторий, данные которых необходимо указать в следующем разделе проекта. В них входят: наименование лаборатории, адрес ее месторасположения, номер и срок действия аттестата аккредитации.

Последний раздел документа является наиболее важным, и включает сведения об объеме осуществляемого на предприятии контроля, применяемых методах и методиках, местоположении контрольных точек для организации наблюдений, перечне контролируемых компонентов. Чаще всего данные раздела оформляются в виде планов-графиков, разработанных отдельно по каждому компоненту окружающей среды, подлежащему воздействию со стороны объекта исследования. В приложения чаще всего включают копии договоров, приказов и прочей документации, используемой при разработке рассматриваемого документа.

КАКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПОТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ?

Поскольку рассматриваемый документ включает достаточно большой объем информации о природоохранной деятельности предприятия и его воздействии на состояние окружающей среды, то в состав исходной документации, используемой для его формирования включают:

  • копию свидетельства о постановке природопользователя на учет НВОС;
  • сведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ;
  • копии договоров водопотребления, водоотведения и водопользования;
  • данные инвентаризации сбросов;
  • сведения инвентаризации объектов размещения отходов;
  • копии договоров на передачу отходов сторонним организациям;
  • копии приказов о назначении ответственных за организацию ПЭК лиц;
  • копии должностных инструкции работников; - копии аттестатов аккредитации привлекаемых лабораторий.

НУЖНО ЛИ ПРОХОДИТЬ ПРОЦЕДУРУ СОГЛАСОВАНИЯ?

В связи с отсутствием законодательных требований о необходимости согласования в надзорных органах, готовый документ утверждается только непосредственным руководителем предприятия. Исключение составляют только объекты I и II категории, претендующие на получение КЭР. Они согласуют проект в составе прочей документации, необходимой для получения разрешения на основании требований статьи 31.1 Закона №96-ФЗ. Надзор за документацией контролирующие органы осуществляют при приеме отчетности об организации ПЭК, ежегодно предоставляемой природопользователями в срок до 25 марта.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Как за отсутствие рассматриваемого документа, так и в целом за непроведение на производственных объектах экологических наблюдений, возможно привлечение к административной ответственности, регламентируемой статьей 8.1 КоАП как нарушение экологических требований при эксплуатации предприятия. Размер штрафных санкций при этом составит:

  • для должностных лиц – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Помимо этого, отдельная статья в КоАП предусмотрена за непредоставление в надзорные органы результатов проведенных мероприятий. Согласно статье 8.5, сумма штрафа при этом составит:

  • для должностных лиц от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей.