Найти в Дзене

Кто такой Один?

Имя Одина сегодня не просто отголосок далекой древности. Он своего рода медийная персона. Сегодняшним потребителям масскультуры верховное скандинавское божество известно благодаря голливудским фильмам, литературному фентези, многотиражным комиксам и эзотерическим пабликам. Увы, фантазия современных мифотворцев весьма однообразна. Один обладает всеми атрибутами главного «босса»: скверным

Имя Одина сегодня не просто отголосок далекой древности. Он своего рода медийная персона. Сегодняшним потребителям масскультуры верховное скандинавское божество известно благодаря голливудским фильмам, литературному фентези, многотиражным комиксам и эзотерическим пабликам. Увы, фантазия современных мифотворцев весьма однообразна. Один обладает всеми атрибутами главного «босса»: скверным характером, набором неблагодарных отпрысков, окладистой бородой и почтенным возрастом. От греческого Зевса и славянского Перуна Одина 21 века отличает разве что брутальный наряд и рогатый шлем. Однако в древних источниках и легендах германо-скандинавский бог, отец и предводитель асов предстает совершенно другим.

Первые письменные упоминания Одина встречаются в римских текстах. И что удивительно, римляне скандинавское божество ассоциировать со своим верховным богом Зевсом не захотели, описывая его очень похожим на покровителя путников и торговцев Меркурия. Возможно в устном эпосе личность Одина подавалась совершенно по-другому, но подтверждений этому в литературе найти невозможно. По мнению некоторых исследователей древнескандинавской культуры, в частности, Энтони Бирли, ассоциация между Меркурием и Одином возникла неслучайно, но и к торговле она никакого отношения не имеет. Одна из важных функций бога войны и победы, покровительствовавшего военной аристократии, заключалась в сопровождении душ умерших воинов в Вальгаллу — чертог мертвых в Асгарде и вотчину самого Одина.

Известный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал и вовсе считал Одина реально существовавшей личностью, но мировое научное сообщество идею Хейердала не поддержало, проигнорировав все доводы антрополога.

-2

Что мы знаем об Одине? Прежде всего, источником вдохновения для научных изысканий в этом направлении стала скальдическая поэзия. В Старшей Эдде, поэтическом сборнике древнеисландских песен о богах и героях можно найти полный перечень имен бога. Датируется сборник второй половиной 13 века, однако, многие исследователи утверждают, что упоминания о нем встречались еще у Публия, Корнелия Тацита, древнеримского историка, а значит возраст самих песен гораздо внушительнее их рукописного варианта.

Так вот, в этом сборнике Одина называют Альфёдр — «всеотец», Игг — «страшный», Хар — «высокий», Вератюр — «повелитель людей» и даже Бёльверк — «злодей». Такой разномастный набор эпитетов может показаться кому-то странным, но для скальдов бог не мог быть однозначно плохим или хорошим. В большинстве случаев, согласно легендам, хитрый и мудрый Один действовал по обстоятельствам, но всегда в интересах своего народа. Взять хотя бы легенду о меде поэзии, который правитель асов добыл уж совсем неэтичным с точки зрения современной морали способом. Он не только коварно выкрал сосуд с медом у великанов, но и соблазнил охранявшую его дочь гиганта Суттунга. А после, обернувшись орлом, вернулся в Асгард.

-3

Способность превращаться в любое существо по желанию — еще одна отличительная особенность Одина. В Младшей Эдде, еще одном сборнике скандинавского эпоса, можно обнаружить Одина в образе старца в синем плаще и войлочной шляпе, убогого карлика, пронырливого змея или орла.

Божество неизменно сопровождают его фамильяры — два ворона (Хугин и Мунин — мыслящий и помнящий) или два волка. Волки или псы Одина — Гери и Фреки — олицетворяют жадность и прожорливость, что совсем не вяжется с образом мудрейшего и почтенного верховного бога.

В целом, некая двойственность восприятия, которая неизменно возникает при знакомстве с мифологической фигурой такого масштаба, вызвана, скорее, особой моралью людей того времени. Суровые условия жизни диктовали суровые правила. В чести были воинская доблесть, умение подстраиваться под обстоятельства, острый ум и, как не странно, жертвенность.

Кстати, настоящий, а не киношный Один имел всего один глаз. Второй он отдал великану Мимиру всего за пару глотков из источника мудрости. Жизнью бессмертный бог тоже особо не дорожил, подавая пример своим последователям. Например, ради сакральных рунических знаний он добровольно провисел на дереве Иггдрасиль девять дней, пригвоздив себя к стволу собственным копьем Гунгиром. Ну а почему бы и нет, если результат того стоит? Поэтому ничего удивительного в том, что сами асы не очень-то боялись смерти и ради победы легко шли на всякие безумства.

Как и все мифологические «боссы» Один был женат. Его жена Фригг — традиционный образ женщины-прародительницы, покровительницы любви, домашнего очага и деторождения. В браке у божественной четы родилось трое сыновей Бальдер, Хёрд и Хермод. При этом, внебрачных отпрысков у любвеобильного бога было куда больше. Помимо знаменитого Тора их было 15 и больше половины стали родоначальниками различных племен.

Что касается движимого имущества, у Одина в распоряжении был восьминогий конь Слейпнир. В общем, божество отвечало всем представлениям о достоинстве и достатке того времени.

Был ли образ верховного бога собирательным и имел ли под собой реальную основу — в этом еще долго предстоит разбираться филологам и археологам. Однако дополнив современные представления о скандинавской мифологии реальными фактами, мы получим весьма интересную картину, раскрывающую суть существования древнего общества.