Не знаю, как другие, но я считаю фильм хорошим, если готов его пересматривать не единожды. Сериал «Тобол», показ которого закончился на 1-м канале, я повторно смотреть не стану.
О чём, о ком и что, неведомое мне ранее, я узнал из увиденных 8-ми серий?
Увидел царя Петра, но не Великого, а мелочного, вероломного, психически и физически нездорового самодура, руководствующегося в своих решениях и поступках не государственными интересами, не радением о русском народе, а сиюминутной прихотью, своими привязанностями, своим тщеславием.
После исполнения роли Петра I-го такими актёрами, как Николай Симонов («Пётр I», 1938г.), Алексей Петренко («Как царь Петр арапа женил», 1976г.), Дмитрий Золотухин – особенно(!) («В начале славных дел», 1980г. и «Россия молодая», 1982г.) и даже Александр Балуев («Пётр Первый. Завещание», 2011г.), видеть Дмитрия Дюжева в почти пародии на Петра – жалкое зрелище. Единственная «находка» актёра – как можно больше пучить глаза, объясняя это высоким глазным давлением у царя.
А может, царь Пётр таким и был?
Посылает в Тобольск новоиспечённых молодых офицеров, которые на месте должны набрать войско из рекрутов. А есть ли там нужное количество молодых мужчин, для которых нужно, как минимум, обмундирование, оружие, провиант – это чужая забота. Да хоть того же Матвея Гагарина, накануне назначенного губернатором Сибири. А где тот всё это возьмёт? Наворует?
Начинаешь сомневаться в мудрости и величии Петра, когда видишь его солдат, одетых по его воле в позаимствованного образца иноземные мундиры и нелепые треуголки, коченеющих на сибирском морозе.
Тут я вспомнил, как зимой ходил в армейском карауле на «точке»: на мне кроме шинели, были валенки и тулуп с шапкой. И при этом я не потел от жары.
Особенно отталкивающий образ Петра в финальных эпизодах сериала, когда он сначала обманывает раскаявшегося Гагарина (попутно замечу: его казнили, когда ему было 62), стоящего с петлёй на шее, а позже сечёт плетью ветхий, почти истлевший труп повешенного, сорвавшийся с перекладины из-за сгнившей верёвки.
Под стать «тобольскому» Петру и киношная Екатерина. Я увидел какую-то, пардон, курицу, а не женщину, сумевшую «присушить» российского царя, сумевшую из безграмотной портомойки стать российской императрицей. И на такую-то он польстился?! Хотя дюжевский Пётр, допускаю, мог.
Я упомянул о мелочности Петра. А как иначе расценивать эпизод с его рваным мундиром, который он не может сменить, поскольку ещё не получил офицерского жалованья. Я бы понял его и оценил такое сбережение государственного бюджета, если бы он не знал, какими кусками воруют его приближённые из государственной казны. Хотя бы его любимец Меншиков.
Посмотрев все серии, я так и не понял, за что же всё-таки повесили Матвея Гагарина. За казнокрадство? Так, тот же Александр Данилыч воровал поболее, чем сибирский губернатор. Гагарину обер-фискал (кстати, сам прожжённый вор) вменял в вину кражу 40 тысяч. Всего-то? Молокосос по сравнению с Меншиковым, за которого крепко взялись после смерти Петра.
Благодаря документам комиссии Тайного совета мы сегодня имеем возможность оценить размеры состояния Меншикова.
У светлейшего князя Александра Меншикова конфисковали (помимо 90 000 душ крепостных в 34 имениях): золотых и серебряных монет на 8 миллионов рублей и драгоценностей на миллион рублей. Драгоценности чиновники Тайного совета переписывали три дня. Недвижимого имущества оказалось: 35 дворцов и домов в разных городах, в том числе огромный Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, отделанный с невиданной для того времени роскошью. Из «движимого» имущества — более 30 различных карет, колясок и прочих экипажей, в том числе несколько украшенных золотом. Были конфискованы десятки икон в золотых окладах, украшенных бриллиантами и другими драгоценными камнями. А также целый склад настенных зеркал европейской работы, очень высоко ценившихся в тогдашней России.
И 4 миллиона рублей деньгами. Для сравнения — к концу правления Петра I сумма доходов государственной казны составляла около 9,5 млн. рублей. То есть светлейший князь держал у себя дома половину государственного бюджета!
На его счетах в английских и голландских банках хранилось еще около 9 млн. рублей. Вот только выдать их иноземные банкиры соглашались только прямым наследникам фамилии. Сам Александр Данилович к тому времени уже умер. Зато оставались живы его сын и младшая дочь — Александр и Александра. Их-то и вызвал из ссылки фаворит Анны Иоанновны — граф Бирон. Предложенная сделка была проста — полное прощение в обмен на иностранные счета отца. И наследники Меншикова согласились. Российская казна получила 8 млн рублей (еще один прикарманил Бирон), Меншиковы — титулы, звания и имение с двумя тысячами душ.
Вот это размах. И что, царь Пётр, решивший извести казнокрадство в России, как-то всерьёз наказывал Данилыча? Разве что в довоенном фильме избил за поставку гнилого сукна на нужды армии. И потребовал вернуть в казну более миллиона украденного. Тут-то и познакомился с будущей Екатериной I, жившей у Меншикова. Эвон с каких пор Данилыч воровал по-крупному.
А если не за казнокрадство, то за что поплатился Гагарин, роль которого, на мой взгляд, хорошо (не отлично) сыграл Евгений Дятлов? Почему не отлично? Роль довольно сложная – играть особенно нечего. Хитрый, ловкий, беспринципный казнокрад. Коррупционер, по-нынешнему. Ничем не проявивший себя на посту губернатора, ничего после себя не оставивший. Об этом ему в лицо говорит Семён Ульянович Ремезов.
Вот ему-то, старшему Ремезову есть чем отчитаться и перед людьми, и перед Всевышним: архитектор, построивший тобольский Кремль, землепроходец, картограф, изобретатель… Настоящий русский человек, сибирский «Да Винчи».
С его ролью отлично справился Дмитрий Назаров.
Что касается остальных сюжетных линий: трёх любовных, батальных, раскольнической, то все они вставлены либо ради оживляжа, либо рассказаны с экрана сумбурно, без развития, по нынешней киношной моде – это относится к эпизодам с демонстрацией красивого обнажённого тела близняшек-остячек, которых играет неведомая ранее актриса Ян Ге.
Не стану копаться в откровенных ляпах – к примеру, в показе поголовно белозубых героев фильма или показанного в финале кладбища без могильных холмов русских солдат, погибших в непонятном походе на земли джунгар. В снег их что ли хоронили?
Но один откровенный ляп отмечу: последняя сцена фильма, в которой сын капитана Ивана Демарина и дочери Ремезова Марии стучит в барабан её погибшего брата. Мальчишке лет семь. А за пару минут до этого нам заставка сообщает, что эта сцена происходит в Тобольске в 1721 году.
Позвольте, господа. Вся ваша история зачиналась в 1713-м, когда родители этого мальчишки не были ещё знакомы. А согласие на брак было получено в 1718-ом. Откуда такой большинкий пострелёнок?
Молчат авторы…
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.