Найти тему
Социальный гуманитарий

От Египта до Волгодонска: 5 интересных каналов в разных странах

Оглавление

Обычно, когда говорят о каких-либо географических объектах «списком», перечисляют их от большего к меньшему.

А мне сегодня хочется написать не математический, а тематический обзор: рассказать о самых интересных каналах на нашей планете, выделить любопытные фишки каждого из них.

Можно сказать, у каждого водоема – своя необычность, изюминка. Вот ее и укажем здесь.

1. Суэцкий канал: самый политический и оперно-музыкальный

Он принадлежит Египту и соединяет Средиземное море с Красным, в широком смысле – с Индийским океаном. Его длина – 163 км.

Строили его 10 лет, начиная с 1959 г.

Это, пожалуй, единственный водоем, которому была посвящена классическая опера, ставшая одной из самых известных опер за историю мировой музыки: «Аида».

Она была написана Дж. Верди специально ко дню открытия канала. Дело в том, что на эту водную артерию возлагали большие надежды (затем оправдавшиеся): позволять судам не ходить вокруг Африки, а экономить на дороге целых 8000 км.

Правда, композитор слегка припозднился с написанием оперы, но она все равно осталась в истории как символ праздничного открытия канала.
Суэцкий канал. Фото с advisor.travel
Суэцкий канал. Фото с advisor.travel

Идея о строительстве такого канала витала в воздухе уже давно. Так, говорят, что 1-ым об этом задумался Наполеон Бонапарт.

Все понимали: тот, кто возьмет регулирование судоходства по каналу, будет получать большую прибыль. Поэтому в разные годы за право иметь канал в своем ведомстве спорили многие страны. И до сих пор вокруг него время от времени разгораются политические cтpacти.

2. Панамский канал: самый денежный

Его длина – 81,6 км. Он соединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном и находится в Панаме.

Слишком много панам, да?..

Построили его довольно быстро: с 1904 по 1913 г. И это несмотря на то, что строительство было одним из самых больших и сложных строительных проектов в мире.

И оно того стоило: Панамский канал существенно воздействует на судоходство, да и, в принципе, на экономику как таковую не только в Западном полушарии, но и в мире. Он позволяет кораблям не наматывать круги вдоль Южной Америки, значительно сокращая их путь. Так, круиз между Сан-Франциско и Нью-Йорком благодаря каналу стал меньше в 2,4 раза.

Каждый день этот канал проходит большое множество судов самых разных. И за все из них, от большого лайнера до мелкой яхты, надо платить пошлину. Это делает канал довольно прибыльным для тех, кто получает с него деньги.

3. Великий китайский канал: самый длинный и древний

В Китае куда ни плюнь – везде все великое:

  • Великая китайская стена, которую считают самым длинным (6350 км) на Земле архитектурным сооружением;
  • самая большая в мире площадь (в Пекине – Тяньаньмень, на которой одновременно могут находиться до 1 млн человек);
  • самая высокая в мире статуя (на острове Хайнань);
  • и даже вот самая высокая в мире золотая статуя (разумеется, посвященная буддийской богине);
Если кому интересно: весит эта Гуаньинь 140 кг.
  • наконец, собственно территория государства (9,6 млн км);
  • а уж население и подавно (1,4 млрд. человек)…

Вот и Великий канал считается самым большим в мире: 1794 км. Его цель – соединять китайскую столицу, Шанхай, южный Ханчжоу, реки Хаунхэ, Янцзы... и многое другое…

Считается, что это одно из самых древних гидротехнических сооружений в мире. Грекам и римлянам с их термами такое и не снилось: рыть этот канал начали… более 2 тыс. лет назад!

Очень трудолюбивые китайцы, ничего не скажешь.

На своем пути канал вбирает разные реки и речушки, озера и озерки. Но в целом он довольно мелкий: всего 2-3 метра.

4. Волго-Донской канал: самый поэтично-музыкальный

Волго-Донской канал. Снимок с gge
Волго-Донской канал. Снимок с gge

Переплываем в родные пенаты. Этому каналу когда-то дали имя В. И. Ленина, что, в принципе, неудивительно: у нас большую часть географических объектов посвящали ему.

Построили его в 1940–1950-х гг. Но вообще-то 1-ые попытки предпринимались уже в XVI в. турками, а потом – в 1697 г. русскими по проектам Петра I (жаль, что более насущные проблемы его отвлекли).

Протяженность нашего родного российского канала – 101 км. Помимо рек, указанных в его названии, он объединяет Каспийское море и Мировой океан, а также множество городов и городков, например такой город с необычным названием, как Калач-на-Дону.

Любопытно, что при открытии канала у его 1-го шлюза поставили памятник И. В. Сталину, а спустя некоторое время этот памятник низвергли и на тот же самый постамент водрузили скульптуру В. И. Ленина.

Другой интересной фишкой было то, что нашему каналу, как и Суэцкому, тоже посвятили музыкальное произведение: праздничную поэму «Встреча Волги с Доном» С. С. Прокофьева.

И пусть эта поэма не стала такой же известной, как «Аида», все равно канал остался запечатлен «музыкой сфер».

Наконец, была и такая забавность. Прокофьев, который славился музыкальным темпераментом, слегка переборщил и написал музыку – натуральный скрежет, режущий по ушам, – чтобы как можно более точно передать звуки техники во время постройки канала.

Дабы пощадить уши слушателей, исполнители решили внести свои коррективы и скрежет убрать. Так музыка, посвященная каналу, стала менее отвечающей реальности, но более благозвучной.

5. Беломорско-Балтийский канал: самый печальный

В истории строительства этого канала длиной в 227 км, открытого в 1933 г., было много как позитивных моментов, так и негативных событий.

Среди позитивных можно назвать то, что эту стройку считали одной из наиболее значимых в 1-й пятилетке (1928–1932 гг.), ее гордостью. Построен он был в максимально короткий срок: всего за 2 года.

Среди негативных – тот факт, что это было 1-е в СССР целиком лагерное строительство. Именно силами заключенных печально известного ГУЛАГа при кураторстве не менее печально известного Г. Г. Ягоды велось строительство Беломорканала, и этим все сказано. Многих, так или иначе причастных к строительству и открытию канала, сослали, а многих и не оставили в живых.

Вот такая история…

Но не будем грустить. Сейчас канал объединяет Онежское озеро, Белое и Балтийское моря, позволяет перевозить множество пассажиров и грузов, что положительно влияет на экономику.

А еще тут ходят экскурсионные суда. Места здесь красивейшие – есть на что полюбоваться с палубы, а еще лучше – сойдя на берег для осмотра.

Также канал позволяет защищать северные границы России и в целом имеет не только экономическое и культурное, но и стратегическое оборонное значение.

Как тут не сказать напоследок: даешь полезную КAНAЛизaцию планеты! :)

П. с. Любите водную тематику? :) Тогда читайте статью «Какие любопытные предметы попадают рыбакам в сети?» и еще статью «Существовала ли Тортуга из «Пиратов Карибского моря»».