Предыстория. В конце октября 2020 г. сообщество родственников ополченцев 13-й дивизии народного ополчения города Москвы получило бесценный подарок из п. Холм-Жирковский Смоленской области от Цветковой Г. Я. - журналиста и краеведа, главного редактора газеты "Вперед". Галина Яковлевна прислала нам фотокопию статьи Ефима Львовича Рудельсона, ветерана 13 ДНО, о комсомольцах дивизии. Статья вышла в газете "Вперед" 7 мая 1988 года. По материалам статьи были дополнены сведения почти о 30 бойцах в базе данных личного состава дивизии (на нашем сайте http://www.13dno.ru/) . Это очень важно. Но не это главное.
Дело в том, что благодаря таким воспоминаниям выживших очевидцев событий, пусть даже представленным в несколько официозной форме, «оживают» конкретные люди. Те, кто первыми приняли на себя удар врага в битве за Москву. Начинаешь понимать, чем они жили, какова была мотивация их действий и поступков. Каково это – встретить вражеский танк, сидя в противотанковой щели с одной винтовкой, несколькими ручными гранатами и «коктейлями Молотова». И не в теории, а наяву. И ты – не прошедший бои вояка, а недавний выпускник московской школы.
Бойцы дивизии. Вглядитесь в эти молодые лица. Судьба у всех разная, но их объединили те октябрьские дни 1941 года. Героические дни в короткой истории 13 дивизии народного ополчения города Москвы.
Итак, представляем вашему вниманию статью Ефима Львовича:
Е. Рудельсон. Газета "Вперед" от 7 мая 1988 года.
"Комсомольцы - герои битвы на Днепре".
В народное ополчение Москвы вступали десятки тысяч добровольцев. Но принимали только тех, кто не подлежал мобилизации в кадровые части, чтобы не нарушать планы развертывания действующей армии. Поэтому в ополчение преобладали две возрастные группы: молодежь допризывного возраста и пожилые люди разных возрастов, которые выходили за пределы первоочередной мобилизации.
Молодежи в нашей 13-й дивизии народного ополчения было около 5 тысяч человек. Среди добровольцев насчитывалось 890 комсомольцев.
Сформированные 6 июля, полки дивизии через несколько дней стройными колоннами с оркестрами, сопровождаемые толпами народа, выходили из Москвы, направляясь на Запад.
Вскоре в частях состоялись комсомольские собрания. В 37-м полку секретарем комсомольского бюро избрали Костю Косова, заместителя секретаря комитета ВЛКСМ завода «Калибр». В списке политработников дивизии, утвержденном 6 июля бюро Ростокинского РК ВКП(б) преобладали старые коммунисты. 6 человек с подпольным стажем, половина вступивших до окончания гражданской войны, две трети до 1927 года. И лишь один был беспартийный – комсомолец Костя Косов. Это было большое доверие лично Косте и комсомольской организации «Калибра». Он оправдал это доверие в бою, в который шел уже будучи коммунистом.
А в 38-м полку секретарем полкового бюро ВЛКСМ избрали меня. В бюро вошли Б. Шибков – секретарь комитета комсомола завода им. Кошкина, командир третьего батальона лейтенант Пилипенко, зам. секретаря комитета комсомола номерного завода Вайсман.
В 39-м полку секретарем бюро избрали Колю Девяткина, председателя культкомиссии райкома комсомола. В медсанбате секретарем бюро избрали Лиду Тарасову, председателя ревизионной комиссии райкома ВЛКСМ, работавшую в типографии ВСХВ.
Помощником начальника политотдела по комсомолу был назначен ополченец из Наркомторга Майборода. В 1939 году он в комсомольском лыжном батальоне участвовал в боях на Карельском перешейке, вступил на фронте в партию. Был награжден орденом Красной Звезды. Из-за ранения в живот его признали непригодным к строевой службе. Он был чуткий, приятный человек, хороший воспитатель. Вскоре его стала тревожить рана, пришлось лечь в госпиталь. Я заменил его в политотделе дивизии, а секретарем полкового бюро стал Б.Шибков.
Майбороде предложили демобилизоваться, но он отказался и в конце сентября вернулся в дивизию.
В сентябре дивизия была доукомплектована и перевооружена, ей был присвоен номер 140-й стрелковой дивизии.
Начала выходить дивизионная газета «Боевой путь», 6 сентября в ней публикуется заметка И. Сергеева «Лучшие бойцы вступают в комсомол». 9 сентября в передовой статье «Комсомольцы, беспощадно разите врага!» поддерживается инициатива комсомольцев 37-го полка о развертывании соревнования за лучшие показатели в боевой и политической подготовке. 27 сенября напечатано письмо комсомолок Выборновой, Шишкевич, Спиридоновой, Голиченко, Киселевой, Красновой, Шлушковой, овладевших в дивизии специальностью связисток.
Вступление в комсомол в сентябре стало массовым. Надо отметить, что до войны комсомольские организации не были такими многочисленными, как сейчас. Поэтому многие молодые люди не состояли в комсомоле, хотя были достойны этого. Накануне боев многие из них хотели стать комсомольцами. Среди вступивших было много школьников, молодых рабочих. Ученик 10-го класса 293 школы Виктор Ермолаев, массовик «Мосэстрады» Лена Кулаковская, молодые рабочие Ростокинского мехкомбината Витя Романов, Коля Юшин, Вася Котов, много молодых рабочих Мытищинского вагоностроительного завода, завода «Калибр», медсестры медсанбата.
Принимали в комсомол прямо в подразделениях, куда приходили члены бюро. В 3-ем батальоне при приеме в комсомол присутствовал член бюро, командир батальона лейтенант Пилипенко. Как правило, он задавал выступающему один вопрос: как он будет практически бороться с вражеским танком, какие будет применять приемы. Успешный ответ на этот вопрос был решающим при приеме. Когда лейтенанта Пилипенко не было, то мы тоже задавали этот вопрос. Освоение приемов поражения танков было важнейшим элементом боевой подготовки.
В 1-ой роте большинство ополченцев было с Ростокинского мехкомбината. Рекомендации нашим молодым рабочим давал секретарь партийного бюро нашего 38-го полка, а до этого секретарь партбюро мехкомбината А.Б.Иофис.
Во время очередного приема раскрылась романтическая история 18-летнего Вити Романова. Перед войной он работал слесарем. Встретился с девушкой, работавшей также на мехкомбинате. Молодые люди полюбили друг друга, решили жениться. 5 декабря 1940 года (это был праздничный день – день Конституции) они сыграли свадьбу, а потом пошли в ЗАГС. Но здесь их ожидал сюрприз. Дело в том, что невесте не было 18 лет, которых она достигала лишь в конце июля. Им посоветовали подождать и придти в конце июля, чтобы официально зарегистрироваться. За две недели до назначенного срока Виктор ушел в ополчение. Рая приезжала вместе с матерью Виктора его проводить, уже будучи совершеннолетней, когда полк занимал оборону западнее Вязьмы. Так им и не удалось зарегистрироваться. В октябрьских боях в районе Холм-Жирковского Виктор Осипович Романов пал смертью храбрых.
В конце сентября обстановка на Западном фронте обострилась. 29 сентября дивизия по приказу командующего 32-й армии совершила переход и заняла рубеж реки Днепр на участке устье реки Вязьма – Сумароково. Начались упорные бои в районе Холм-Жирковского.
Были вновь созданы и частично перенесены минные поля, а в промежутках между ними и впереди окопов отрыты щели для истребителей танков.
Партийные и комсомольские организации рот отобрали добровольцев истребителей танков. Они располагались парами в одной щели с ручными гранатами и 10-15 бутылками с зажигательной смесью. В каждой щели был коммунист или комсомолец. Надо сказать, что в это время навыков и опыта борьбы с танками было мало. Впоследствии бойцов специально готовили, тренировали не бояться пропускать танки над головой, чтобы бросать гранату или бутылку сзади. Здесь же инструктаж был словесный. Из-за недостаточной подготовки иногда у истребителей не выдерживали нервы, они высовывались из щели, чтобы поразить танк в лоб, попадали при этом под прицельный огонь.
Обучение и воспитание истребителей танков непосредственно на боевых позициях возглавляли комсомольцы – выпускники военных училищ. В дивизии на должности командиров взводов, рот и даже одного из батальонов находились досрочно выпущенные из военных училищ молодые лейтенанты. Все они были комсомольцы. В 38-м полку непосредственно на позициях особую роль в обучении истребителей танков сыграли комсомольцы: командир батальона Пилипенко, командир роты Ванчиков.
В боях с танками погибли комсомольцы А.В.Ванчиков, аспирант кафедры кинорежиссуры ВГИКа Карен Каджазнуни, ученики 275 школы Вася Агабабов и Яша Трофимов, член политбюро ВЛКСМ Вайсман и многие другие.
Тяжелые бои шли на плацдарме на правом берегу. Пулеметный расчет трех братьев комсомольцев – калибровцев Петра, Николая и Дмитрия Бирюлиных, успешно маневрируя, уничтожил до ста фашистских автоматчиков. Два брата были ранены, но бой продолжали. В неравной схватке погибли все братья.
За неделю боев дивизия уничтожила около ста фашистских танков, много мотопехоты, был сбит один самолет. Все это делалось при недостатке вооружения, борьба с танками шла практически врукопашную. Конечно, были большие жертвы. В боях погибли Майборода, секретарь полкбюро ВЛКСМ Коля Девяткин. При выходе из окружения, защищая обоз с ранеными, погибла медсестра Лида Тарасова. Прикрывая отход штаба дивизии, погибли сержанты, школьники 275 школы Грант Чилингарян и Виль Купчик. Им не было и 17 лет. Учась в 9-м классе, они экстерном окончили 10-й класс и поступили в МАИ. Их несколько раз безуспешно пытались отправить из дивизии сначала по возрасту, а потом, как зачисленных на первый курс МАИ.
По приказу командования в ночь на 9 октября части дивизии были скрытно выведены с правого берега и под прикрытием арьергардов вышли в район лесов в 18-20 км. северо–западнее города Вязьма между дорогой Вязьма – Холм-Жирковский и Минской автострадой, где соединилась с отошедшими войсками 19-й армии и группы генерала Болдина. Потери личного состава в ротах составляли в это время более 50 процентов. Затем были бои по прорыву кольца окружения.
В этих боях отличились многие комсомольцы. С боем прорвались из окружения секретари полковых бюро комсомола Б.Шибков и К.Косов. В рядах дивизии сражались отец и сын Павловы, рабочие завода «Серп и молот». Сын Евгений (ему было 17 лет) был ранен. Многие считали его погибшим. Но Яков и Евгений Павловы прорвались из окружения и продолжали воевать в рядах защитников Москвы. О них и о ряде других ополченцев, влившихся в состав войск 5 армии, упоминает в книге «Битва за Москву» генерал Лелюшенко. Многие ополченцы воевали в партизанских отрядах, в кавкорпусе генерала Белова. Среди них были многие комсомольцы. В рядах смоленских партизан сражался комсомолец трамвайного депо им. Баумана Николай Быстров. В корпусе генерала Белова сражалась и погибла комсомолка Лена Кулаковская. В июне 1942 г. при выходе из рейда по вражеским тылам в районе р. Буда вблизи Варшавского шоссе произошла стычка, в результате которой часть наших войск была отсечена. Здесь под Леной был убит конь, и она погибла. О мужестве этой девушки ходили легенды. Еще в боях под Холм-Жирковским она была ранена, и многие считали ее тогда погибшей. Но она выжила и продолжала воевать до лета 1942 г.
В этом же кавкорпусе сражался и Виктор Ермолаев. Впоследствии он с обмороженными ногами попал в плен. Был вывезен на Запад. Бежав из плена, стал активным участником Итальянского сопротивления. После войны работал на ответственной профсоюзной работе. Не раз бывал в Холм-Жирковском. Ездил в Италию. Прорвавшиеся из окружения секретари полковых бюро Б.Шибков и К.Косов воевали на других фронтах. К.Косов погиб, а Б.Шибков после ранения под Сталинградом был демобилизован, работал в Ростокинском райкоме партии, затем в Моссовете.
Девятнадцатилетняя комсомолка А.Выборнова раненая попала в плен. Когда рана зажила, она бежала из плена, перешла линию фронта, вернулась в армию и продолжала воевать.
Весь мир видел кадры кинохроники, снятые в июле 1941 г. Романом Карменом и включенные в киноэпопею «Великая Отечественная». Там запечатлен момент записи в народное ополчение члена партии с 1905 г. Н.И.Рыбакова. Но за кадром осталось то, что вместе с отцом в ополчение вступил его 17-летний сын Виль. Награжденный за боевые подвиги солдатским орденов Славы, Виль Рыбаков вернулся на родной завод, где работал до пенсии слесарем – наладчиком, был прекрасным наставником молодежи. Недавно ушел на пенсию другой ополченец, бывший ученик 275-й школы Коля Крылов, единственный оставшийся в живых из учеников 9-х классов этой школы, ушедших в ополчение. В 32-й армии он окончил школу младших лейтенантов. Тяжелораненого командира из-под Гжатска вынесли бойцы Московской пролетарской дивизии. После излечения он продолжал воевать. Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Инвалид войны Н.П.Крылов почти сорок лет работал учителем труда в школе – интернате Дзержинского района, создал там музей боевой славы.
Комсомольцы и молодежь 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения внесли свой посильный вклад в великий подвиг советского народа, отстоявшего свою Родину от фашистского порабощения. Многие из них героически пали на Смоленской земле, в окрестностях Холм-Жирковского.
И мы, оставшиеся в живых однополчане героев, и новые поколения советских людей, никогда не забудем подвигов и имен этих героев.
…Стоит над Днепром на высоком берегу обелиск – памятник героям-ополченцам Ростокинской дивизии, один из тысячи памятников героям Великой Отечественной войны. В день светлого праздника - Дня Победы – придут к нему люди, жители тех мест, где в октябре сорок первого шли отчаянные бои, чтобы сказать слова вечной памяти героям, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины. Слова о том, чтобы не было больше войны, чтобы над нашими головами всегда было мирное небо.
Е.Рудельсон, Полковник в отставке, заместитель председателя совета ветеранов 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------Публикацию подготовил Александр Крюков.