Найти в Дзене
Bono sensu

Не называйте их либералами

Это имя еще нужно заслужить.

Это имя еще нужно заслужить.

Пара соображений об отечественных либералах, не называя имен, которые давно набили оскомину. Будем говорить о них, подразумевая кавычки, поскольку подавляющее их большинство не удовлетворяет критериям принадлежности к либерализму.

Известно, что к ключевым признакам этого течения мысли относятся свобода слова, совести, политического выбора, экономической и гражданской инициативы.

Как относится к свободе слова когорта людей, известная в РФ под именем либералов, можно увидеть, вспомнив пресловутые девяностые годы. Получив тогда доступ к медиаресурсу, они вытеснили из информпространства практически всех инакомыслящих. Последние присутствовали там в основном как объект односторонней критики, а часто – просто насмешек.

Свобода религиозных убеждений для наших «либералов» - свобода их собственных религиозных представлений. И если такой человек ходит, допустим, в Русскую Православную Церковь, то сплошь и рядом критикует епископат за сращивание Церкви с государством. Такая проблема и в самом деле существует, но для «либералов» она сплошь и рядом оказывается важнее службы и таинств – центра церковной жизни. К исламу они, как правило, тоже относятся отрицательно, только боятся говорить об этом вслух. Буддизм «помилован» лишь потому, что в России на любом к нему отношении политического капитала не сделаешь.

Свободные выборы – только те, которые закончились с благоприятным для них результатом. Победил не их кандидат – значит, была подтасовка или другие злонамеренные манипуляции.

Свобода экономической инициативы по факту оказывается для них не так важна, акцент делается не на ней.

Свобода гражданской инициативы? Обязательно, но опять же – если исходит от правильных людей. А если от неправильных? Такую гражданскую инициативу можно/нужно давить. Одобрение расстрела парламента в 1993 году – красноречивый пример.

Наконец, те, кого мы называем (и должны перестать называть) либералами, любят говорить о правах, но не очень любят – об ответственности. В то время как для настоящего либерала первое и второе прочно увязаны.

Итак, не либералы. Тогда как же называть? Распространенный сегодня термин «либерасты» - дурной тон. Национал-предатели – во многих случаях верно, но слишком эмоционально окрашено. А явление они в нашей жизни значимое, поскольку активны и сплошь да рядом действительно представляют собой антинациональный и антигосударственный элемент. Но адекватного наименования ему пока не найдено. Впору устроить открытый конкурс на отыскание лучшего термина.

В качестве рабочего названия можно было бы говорить «постсоветские либералы». Этот специфический тип людей выработался в рамках специфического же советского мировидения – не по-либеральному закрытого, нетерпимого, делящего людей на своих и врагов.

Нам же нужен тип настоящих, русских либералов. Которые на деле уважают свободу слова, разные вероисповедания (когда те не нарушают основ человеческого общежития), возможность политического выбора, отстаивают экономическую свободу (что в современном мире, помимо прочего, означает многоукладность экономики), являются носителями активной гражданственности и развитого правосознания. Которые подходят к проблеме власти ответственно, даже когда власть не у них в руках. Любят и чувствуют окружающих людей. Хорошо видят их слабости, но, вместо рассуждений типа «народ не удался», стараются поднять уровень окружающих повыше.

Пришло время реабилитировать понятие либерала. Это не единственный тип политического мировоззрения. И не станем утверждать, что лучший. Но такой тип России определенно нужен как один из базовых для устойчивого движения вперед.