Джо Байден продолжает лидировать на президентских выборах в США и, скорее всего, одержит на них победу. Для России приход к власти демократов будет означать появление не только ряда новых угроз, но и возможностей во внешней политике и экономике. Чем Байден может пригодиться Кремлю?
А поговорить?
У Байдена, в отличие от Трампа, как считается, сильная команда экспертов и аналитиков по Европе, постсоветскому пространству и России. В этой связи давление на Москву и ее сателлитов может усилиться. Однако это не будут дикие кавалерийские наскоки Трампа, которые перемежались периодами полного вакуума, что ставило Кремль в тупик.
Администрация демократов будет иметь больше ресурсов и возможностей для коммуникации. При этом ставка команды Трампа на силовиков (контакты по линии военных и спецслужб между Россией и США при республиканцах не прерывались) будет замещена на контакты с олигархами, околовластными группами, общественностью. Проще говоря, демократы начнут оказывать на Россию понятное и постоянное давление по ряду направлений. И вполне возможно, что это парадоксальным образом порадует Кремль. Который, как известно, считает, что олигархов в России нет, а общество консолидировано вокруг президента. Но демократы будут видеть это совсем иначе.
Заменить санкционную дубину на деньги
Ключевое отличие республиканца Трампа от демократа Байдена в том, что Трамп, представляя промышленный капитал, намеревался возродить США как лидера новой технологической революции. Он занимал изоляционистские позиции, защищал внутренний рынок, пытаясь возродить некогда мощную американскую промышленность при помощи протекционистских мер.
Поэтому экономическая политика республиканцев в отношении России была относительно сдержанной и сводилась к санкционному давлению. Однако, как это сейчас становится понятно, это не принесло США ожидаемого результата. Но внезапно оказалось отчасти эффективными для экономики России.
Российские частные и государственные корпорации практически вытеснили западный капитал с позиций, которые он освоил в ходе приватизации 90-х. Импортозамещение, несмотря на всю различность оценок этого процесса, за шесть лет принесло позитив ряду отраслей экономики, в частности, сельскому хозяйству.
Но Байден, скорее всего, не отказываясь полностью от санкционного давления, будет на «русском фронте» действовать более гибко и прагматично, используя банки, финансы и капитальные потоки. Это может поставить перед Кремлем много новых и непростых вопросов. Выбрать ли полную изоляцию от Запада и уходить в вассалы к Китаю? Или играть в сложную игру по правилам демократов, в которой сильных карт и умения у Москвы почти нет?
Однако в любому случае влияние США на российскую экономику может возрасти, и это усиление Байден и его администрация могут использовать и для более активного вмешательства во внутреннюю российскую политику.
Какие плюсы во всем этом есть для России?
Диалог. Коммуникации с демократами будут жесткими и прагматичными, но они будут. Если у Кремля еще остались люди, которые могут говорить на должном уровне и доносить до новой администрации точку зрения России, это уже будет хорошо.
При Байдене Россия вообще сможет активнее использовать инструменты «мягкой силы». При Трампе, который не слышал никого, кроме себя, влиять на царивший в Белом доме хаос было невозможно. Однако умеет ли кто-то в Москве работать с этой «мягкой силой»? Ответ, видимо, отрицательный.
Экономический прагматизм. Байден, скорее всего, перестанет стучать по куполам Кремля санкционной дубиной и будет стараться выстраивать с Россией выгодные для США и их партнеров отношения. Если Москва сумеет найти здесь лакуну для кооперации - это будет хорошо.
Глобализация. Еще один парадокс, но при Байдене у России появится шанс выбраться из глубокой норы изоляции и вновь начать выстраивать диалог с Западом Это будет непросто и скорее всего, дорого для Кремля. Но при демократах США вернутся к роли «мирового жандарма», и остается надеться, что у него с Россией в чем-то найдутся общие интересы.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал