Отрывок из "The Boundless Sea: A Human History of the Oceans" о том, как гавайцы попытались создать собственный флот.
« В 1789 году, после кровопролитного столкновения с экипажами двух американских судов, ищущих пополнения припасов, король Гавайев Камеамеа I завладел кораблем "Eleanor" и сопровождавшей его шхуной. Он также назначил пару офицеров вождями, что обеспечило ему сохранение их мореходных знаний. Затем, в 1792 году, его подданные построили судно в европейском стиле под руководством американского корабельного плотника. К 1803 году он был гордым владельцем по меньшей мере двадцати кораблей, некоторые из которых были обшиты медью - самой современной тогда защитой от червей. По мере того как он все больше вовлекался в торговлю сандаловым деревом с Китаем, он приказывал строить все больше и больше кораблей. Поэтому к бороздившим Тихий океан британскому, французскому, американскому, русскому и испанскому флотам необходимо добавить и гавайский флот европейского образца.
Известно, что между 1800 и 1832 годами три судна регулярно пересекали весь путь от северо-запада Америки до Китая, хотя всё же большинство гавайских судов отправлялось в Вануату или к другим группам островов, чтобы забрать сандаловое дерево, свиней и жемчуг, которые могли бы быть реализованы в не только в Полинезии, но и на более широком ареале Тихого океана. Китайские же путешествия в основном обернулись финансовыми катастрофами, потому что гавайцы зависели от недобросовестных агентов в Кантоне, которые не упускали хорошей возможности воспользоваться наивностью новичков».
Больше интересных малоизвестных фактов о морской истории человечества в спецпосте тут.