Перемены в образовательной системе, как известно, происходят медленно и постепенно. Однако в размеренную жизнь человечества ворвалась пандемия коронавируса, перекроила все планы, внесла сумятицу и хаос. По сей день происходит переосмысление школы как институции, важности и нужности тех или иных предметов, пересмотр учебного плана, освоение новых инструментов и платформ для работы в дистанционном формате. Руководитель кафедры искусства и технологии, преподаватель Новой школы Михаил Горшков рассказал нашей редакции о том, как оптимизируется учебный процесс на дистанте в Новой школе, и поделился своими наблюдениями об онлайн-уроках изобразительного искусства.
Михаил, как давно вы работаете в Новой школе? Расскажите о ее особенностях в сравнении с общеобразовательной.
Я работаю в Новой школе с момента ее образования в 2017 году, веду несколько дисциплин под названием «искусство и технологии». В нашей школе близкие предметы объединены в кафедры. Уроки длятся по сорок минут. Учебный план разделен на модули, школьникам предлагается целый ряд направлений. В 8–9-х классах у ребят есть возможность выбора спецкурса, а с 10-го обучение строится на основе индивидуальных учебных планов. Педагогический состав включает в себя не только непосредственно учителей-предметников, но и тьюторов, кураторов, психологов. Также у нас есть одна отличительная особенность: если посмотреть расписание, то можно увидеть, что между первой и второй половиной дня в средней и старшей школе есть консультации учителей. Они для того, чтобы ребенок мог в спокойной обстановке пообщаться с педагогом, задать вопрос, если что-то не получается, выяснить подробности, если что-то заинтересовало особо.
Что изменилось в методическом плане после перевода в онлайн?
Изменился сам формат уроков. Теперь даже необязательно общение ученика и учителя через камеру, занятие может быть не привязано ко времени, в него может входить большой объем самостоятельной работы.
Еще до дистанта на кафедре у нас существовало негласное правило: учитель должен говорить не более трети урока. А идеальный урок – это когда педагог излагает суть за пять минут, а в остальное время дети общаются друг с другом или самостоятельно ищут ответы на вопросы, индивидуально или в группах.
Мы стали чаще использовать новые платформы для ведения урока. Например, для уроков изобразительного искусства − доски приложения Miro, поскольку требуется большое количество визуальных материалов. На этой платформе удобно выкладывать картинки и видеоролики в режиме реального времени, проводить интерактивные занятия.
Оказалось, что уроки рисования в дистанционном формате вести даже удобнее: я использую смартфон, чтобы снимать то, что рисую на бумаге, планшет – чтобы рисовать поверх детских работ в окне Zoom, когда ученики их демонстрируют. Все задания фиксирую письменно, даже если комментирую их голосом; указываю четкие требования к работам учеников; обозначаю критерии оценивания. И в этом, на мой взгляд, плюс дистанта – работа в рамках плана, структуры здорово дисциплинирует и учителя, и школьников.
Какие еще цифровые инструменты вы используете в учебном процессе?
Для работы с учениками – Zoom, «Google Класс», «Google Календарь»; для общения педагогов нашей кафедры – мессенджер для рабочего общения Slack и корпоративный планировщик Trello.
Как изменилось урочное планирование в онлайн-формате? С какими сложностями пришлось столкнуться в переходный период?
Я бы смотрел шире, чем просто на учебный план. Если представить, что все будет развиваться по сюжету фантастического романа, и коронавирус – это на ближайшие сто лет, то в первую очередь надо будет менять не план урока, а саму модель обучения, школу как некую институцию. Внутри школы должна меняться именно классно-урочная система. Например, зачем нам в онлайн-формате пять уроков по сорок минут и традиционная учебная неделя – большой вопрос. Нормы офлайн-формата больше не будут работать. Придется задуматься и о ненужности некоторых предметов в учебном плане.
На дистанте мы стараемся сохранить привычное расписание, изменив форматы некоторых уроков, их продолжительность и объем, чтобы не перегрузить школьников экранным временем (особенно младшие классы). Поэтому на дистанте мы ввели два понятия: «синхрон» – уроки, которые проходят в Zoom, и «асинхрон» – время для самостоятельной работы. И в сетке расписания мы соблюдаем баланс между ними. Поэтому многие активности у школьников становятся предметом самостоятельной деятельности. Следовательно, должна вестись работа по формированию у детей необходимых для этого навыков.
А как дети реагируют на дистант? Смена формата повлияла на успеваемость?
Восприятие детьми онлайн-формата связано с их индивидуальными особенностями. Те, кто предпочитает работать не по шаблону, кому требуется свобода в планировании, выборе подходов для выполнения заданий, лучше справляются с поставленными задачами, даже получают от дистанта удовольствие. При этом если ученик не умеет грамотно распределять свое время, у него возникают сложности с обучением.
Нельзя сказать, что ухудшилась успеваемость. Скорее, поменялись критерии оценивания. То же самое, скорее всего, произойдет не только на обычных уроках, но и в отношении экзаменов и олимпиад.
Единственное, чего не хватает многим участникам онлайн-обучения, – это живого общения. По нему у нас скучали все: и школьники, и педагоги.
Как известно, дети сейчас технологически продвинутые. Бывали в вашей практике или на уроках коллег ситуации, когда ученики помогали педагогам осваивать новую сложную аппаратуру? Или те же самые приложения после перехода на дистант?
Для современных детей среда гаджетов и высоких технологий действительно привычна. До перехода на дистант я работал в государственной школе. Там очень много устройств: проекторы, электронные доски, старые компьютеры, с которыми часто возникали проблемы. Но я знаю, что в любом классе найдется ученик, который за минуту может наладить работу техники.
В нашей школе педагоги не стесняются обращаться к детям за помощью, но когда перед взрослым человеком стоит рабочая задача разобраться в алгоритмах работы того или иного приложения, в профессиональном смысле он будет копаться в этом тщательнее ребенка.
Кроме того, ребятам в принципе незачем пользоваться корпоративными, «офисными» платформами. Большинство из мною перечисленных, то же Miro, – приложение для «мозговых штурмов», конференций, спроектированное изначально для бизнеса, корпоративной культуры, а не сферы образования. Поэтому учителя и дети оказались по отношению к новому инструменту примерно в равных условиях, но сумели успешно его освоить.
Давайте пофантазируем: что произойдет со школьной системой, если онлайн-обучение станет частым и его объем в школе увеличится?
Если дистанционное образование надолго, то система образования сильно изменится. Школа как таковая сильно изменится. И возможно, вместо большого количества разных школ будут появляться крупные центры или платформы. Для лучших трендов в образовании это плюс – катализатор развития. Но что касается регионов (я работаю, например, с проектом «Учитель для России»), там ситуация не столь радужная. Порой у детей дома нет компьютеров, интернет плохой, единственным каналом связи для учеников и педагогов остается WhatsApp, да и сами педагоги могут не владеть онлайн-инструментами на хорошем уровне. Экстраполяция таких трендов на более широкий масштаб – это, разумеется, очень плохо. И самая большая потеря – это живое общение детей друг с другом. Но хочется верить, что все изменения, которые происходят сейчас в образовании, сделают его только лучше.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.