Найти тему
"Из рук в руки"

Элитная коммуналка: шеринг недвижимости

Оглавление

Поколение Z, представители которого рождались с середины 1990-х до середины 2000-х годов, задает новые тренды. Эти молодые люди, которые более всего дорожат своей свободой, не хотят обременять себя какой-либо серьезной собственностью, и уж тем более – попадать в зависимость от ипотек и автокредитов. Благодаря им на смену экономике потребления приходит Sharing Economy – модель, в основе которой лежит не приобретение товаров, а их аренда и обмен между людьми.

ЭПОХА ОБМЕНА

Определенные предвестники Sharing Economy появились еще в прошлые столетия. В том числе, и в нашей стране. Например, доходные дома, которыми в середине XIX столетия застроили центральные улицы Москвы и, особенно, Питера. Многие их постояльцы были весьма обеспеченными людьми и вполне могли позволить себе купить собственный дом или квартиру. Но зачем лишние проблемы, когда можно снять шикарную квартиру в дорогом доходном доме?

«Идеальные» коммуны, возникшие в СССР вскоре после революции, тоже несли в себе элементы шеринга: общая кухня-столовая, общие комнаты отдыха, и отдельные спальные помещения. А уже в середине ХХ века из-за дефицита бытовой техники в Советском Союзе большим спросом пользовались пункты проката, где можно было на любой срок одолжить у государства не только холодильник, телевизор, стиральную машину, но и велосипед или, например, туристическое снаряжение.

Однако культ потребления, захлестнувший весть мир в конце ХХ столетия, отодвинул идею совместной собственности в самый дальний угол. Весь мир буквально помешался на приобретении материальных благ. Вещи, техника, автомобили, квартиры, дома… Даже в небогатых социальных группах потребление стало культом. Вся жизнь начала вертеться вокруг вещей. Чем более сытой и благополучной становилась жизнь, тем больше усиливалась потребительская лихорадка.

Но тут во взрослую жизнь вошло поколение Z. И неожиданно обнаружилось: все, что так ценили родители, детям нового времени просто не нужно. Они не хотят, чтобы все «как у людей». Они не хотят, как говорила героиня известного фильма, «сначала деньги копить на телевизор, потом на стиральную машину, потом холодильник». Они умеют зарабатывать, но тратить предпочитают не на квартиры и дачи, а на образования и путешествия. По их мнению, своей должна быть только «мелочевка», например, одежда и гаджеты. А все, что нельзя положить в чемодан и увезти на другую сторону Земли, можно арендовать или одолжить у знакомых. Это и есть основная идея sharing economy.

Социологи утверждают – к 2030 году модель потребительского поведения будет определять именно поколение Z. А значит, с каждым годом услуги аренды будут становиться все более востребованными, а продажи, особенно в дорогих секторах, будут терять популярность.

Исследование PwC показывает: уже сегодня в Sharing Economy вовлечено около 19% взрослого  населения западных стран. В основном – это молодежь в возрасте с 18 до 24 лет, доходы которых составляют от 50 до 75 тысяч долларов в год – то есть люди вполне обеспеченные. При этом 86% участников исследования PwC заявили, что шеринг делает их жизнь более комфортной, а 81% добавили, что делить вещи дешевле, чем приобретать их для индивидуального пользования.

В России идеи шеринга приживаются чуть медленнее. Слишком жива в жителях нашей страны тяга к «своему углу» и к персональному «средству передвижения». Однако постепенно и наши сограждане начинают осознавать плюсы Sharing Economy. И дело тут не только в возможности сэкономить деньги, но и в том, что шеринг избавляет людей от кучи проблем, связанных с собственностью. Возьмем для примера каршеринг, который уже надежно прижился в наших краях. Автовладельцу приходится  брать автокредит, высчитывать и платить налоги на авто, разбираться со страховками, решать проблему парковки, проходить ТО, чинить машину, менять масло и резину, и даже мыть машину. Пользователю каршеринга достаточно скачать приложение, зарегистрироваться, найти ближайшую машину, сесть в нее и поехать по своим делам. Все остальные заботы берет на себя шеринговая компания.

КОММУНА ДЛЯ НЕБЕДНЫХ

Еще один плюс шеринга – возможность быстро менять вещь при изменении обстоятельств. Если вам надо за город – берете внедорожник, в офис – малолитражку, на свидание – авто люксового класса. Именно эта возможность быстрой «перемены мест» играет огромную роль в быстро растущей популярности различных вариаций шеринга недвижимости.

В принципе, любая аренда квартиры, дома и даже гостиничного номера, является вариантом шеринга – так как предусматривают периодическую смену жильцов. Однако в последнее время на этом рынке начали появляться новые форматы.

Флэт-шеринг (по-английски flat – «квартира» + share – «делиться») – это совместная аренда квартир. Главное тут, конечно, экономия. Однако по данным риэлторов, возможность снять жилье максимально дешево привлекает лишь треть тех, кто задумывается о флэт-шеринге.

Если раньше совместная аренда была уделом нищих студентов и молодых специалистов, то сегодня она популярна и у вполне обеспеченных людей. Для них большой плюс флэт-шеринга состоит в том, что в складчину за адекватные деньги можно снять жилье гораздо выше классом, чем поодиночке. Простой пример: трехкомнатная квартира на Тверской, с хорошим ремонтом сдается за 90 тысяч рублей. https://irr.ru/real-estate/rent/3-komnatnaya-kvartira-65-kv-m-8-min-peshkom-ot-metro-ohotnyy-ryad-advert755623880.html Если снять ее на троих – платить придется всего по 30 тысяч рублей в месяц. Что можно снять за эти деньги самому? Максимум, «однушку» на более-менее приличной окраине. При современном ритме жизни, когда  многие молодые люди приходят домой только поспать и переодеться, гораздо удобнее и выгоднее снимать комфортную комнату в центре, чем собственную квартиру «непонятно где».

Главная проблема флэт-шеринга – поиск адекватных соседей. Проще всего, разумеется, арендовать квартиру с друзьями. Но что делать, если таких друзей нет? Риэлторы рекомендуют обратиться с соответствующим вопросом в агентство недвижимости, которое подберет вам подходящих соседей. Чтобы подбор был удачным, следует как можно подробнее описать агенту свои привычки, образ жизни и требования к соседям. Еще один вариант – поискать соседа на тематических порталах в соцсетях. Это дешевле, но рискованнее: риэлторы дорожат своей репутацией, и не будут селить клиента к неподходящим соседям.

Очень часто арендаторами элитных квартир под флэт-шеринг становятся коммерческие структуры, которые снимают их для своих специалистов – особенно если тем приходится часто ездить в командировки и редко бывать дома. В этом случае обязательным требованием будет наличие в каждой комнате своей ванной. Как правило, такие условия можно найти в новостройках бизнес-класса. Однако сегодня появляется все больше проектов реконструкции старого жилого фонда под современные требования – строительные компании выкупают огромные коммуналки в центре и переоборудуют их с учетом современных понятий о комфорте.

Полную версию статьи читайте в блоге сайта "ИЗ РУК В РУКИ"