В некотором царстве, в некотором государстве жила — была одна женщина. Она прожила на свете очень много лет, но не успела ещё превратиться в дряхлую старуху.
Детство у неё было не совсем радостным и счастливым, потому что родители у неё рано покинули белый свет. Отец ушел из жизни после жены, а за это время успел три раза жениться и все неудачно.
Когда она достигла определённого возраста, вышла замуж, родила сына единственного, и больше Аллах не дал ей детей. У сына растут три дочки, такие умницы — разумницы, каких свет не видал и никто не встречал.
Ах, забыла сказать, что эту женщину звали Суюмбика. У обладательницы имени Суюмбика, как правило, присутствует врожденное творческое начало, талант. Какой? Ответ на этот вопрос может появиться чуть ли не «с первым писком», а может оставаться тайной большую часть жизни. Однако внешние проявления наличия одаренности заметны всегда.
Суюмбика с самого раннего детства была смышленой девочкой. Все ее интересовало вокруг, и бабушка порой затруднялась отвечать на ее каверзные вопросы, потому что сама не знала ответа на них.
Безграмотной древней старухе неведомо было то, что интересовало ее любознательную внучку.
Суюмбика выходила замуж, как считали окружающие и она сама, по большой любви, а только со временем она вдруг поняла, что её муженек не устраивает никоим образом. Не о чем было поговорить с ним, его ничего не увлекало и не интересовало. Ему больше всего нравилось валяться на перине и дрыхнуть с утра до вечера. В основном вставал с постели только для того, чтобы набить свой живот. Если попросить о чем- нибудь, то у него на все про все был один неизменный ответ:
— Успеем, потом сделаем, никуда не убежит эта работа.
Суюмбика обладала ясным умом и смелостью. Если кто- то пытался ее свернуть с пути и усомниться в своих силах — это было практически невозможно. Наоборот, любая критика подстегивала её и провоцировала на ещё более решительные шаги.
В том краю, где она проживала, природа была очень красивая, и леса были богаты разными ягодами и грибами. Когда муж отказывался идти с ней в горы, она молча, не показывая своего недовольства, чтобы не портить себе настроение, с утра отправлялась в горы одна. С собой обычно она брала баночку с прохладной водой и в туесок заворачивала кусок черного хлеба или кусок пирога, иногда и пару вареных яиц.
Суюмбика могла пропадать в горах почти дотемна. А часто приходилось возвращаться так поздно, что еле находила тропинку к дому. Коряги и ветвистые лапы мохнатых сосен и березок принимала за образы шайтана или шурале. Сердце в то время у нее уходило в пятки, и она прибавляла шагу и чуть не бегом спускалась с горочки и быстрыми шагами направлялась в сторону села. Спросите, почему она ходила одна и не звала с собой подруг или соседок? А просто она любила одиночество, несмотря на общительный характер. В лесу или в горах она могла предаваться разным мечтам и мысленно переноситься в чужедальние страны, куда стремилась ее неугомонная душа. Ей все было в диковинку и так хотелось взглянуть на другие места и увидеть людей, как они живут.
Суюмбика была внешне не очень худой и не очень полной, она всегда находилась в одной поре. Летом много работы в хозяйстве и еще прогулки в горы, где она собирала ягоды и грибы, не давали ей располнеть. Она часто удивлялась тому, что другие женщины не переживали по поводу своей фигуры, любили очень вкусно и сытно покушать, нисколько не заботясь о том, что живот выпирает наружу и не чувствовали никакого дискомфорта. Всё их устраивало и не угнетало их души.
Она любила красиво одеваться, и любая одежда ладно сидела на ее стройной красивой фигуре, что многие из окружающих очень завидовали ей.
Суюмбика если полюбит кого- нибудь, то она любила искренне, глубоко и трепетно. В последние годы ей снился часто один и тот же загадочный сон.
Она видела себя молодой красивой и влюбленной в статного молодого мужчину, который отвечал ей взаимностью. Особенно ее приводило в сильный трепет наличие шикарных черных усов. Ее сердце замирало от прикосновения шелковых усиков, которые щекотали ее щеки и губы, когда мужчина нежно касался ее губами.
После загадочных снов Суюмбике хотелось любви и не просто любви, а любви взаимной, крепкой, волшебной, какая бывает только в сказках.
Какая- то неведомая сила толкала ее отправиться в дальний путь, отправиться туда, в то сказочное место, которое снилось ей часто.
Суюмбика никогда не видела себя в зеркале, потому что его не было у неё никогда. Она была сильная, выносливая женщина, к тому же имела характер отчаянный, поэтому потихоньку стала готовиться в путь — дороженьку. Мужу она не стала ничего говорить, хотя он привык к ее частым отлучениям из дома. В год раз женщина уезжала в другие города, для того чтобы посмотреть, как люди живут и чем занимаются у себя на родине.
Только она собрала свои нехитрые пожитки, как тут новость, как гром средь белого дня. По всему миру, распространился какой - то страшный вирус, который косил людей налево и направо, особенно пожилых людей и молодых. Суюмбика не считала себя пожилой и молодой также не назовешь ее, хотя перевалило ей далеко за сорок. А в сказке сами знаете, могут происходить всякие чудеса. Наверное, кто- то уже догадывается, что случится чудо.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошла уже половина лета, и Суюмбика решилась отправиться в дальнюю дорогу.
Июль – макушка лета осталась далеко позади, а там август, считай, что осени начало. Взяла Суюмбика немного теплой одежды, мало ли что произойдет в дороге. А в те далекие времена поезда не ходили, самолеты не летали, теплоходы не плыли по морям и океанам. И пришлось пешком спозаранку отправиться ей в дальний путь. Шла она, шла по лесам, по горам и изредка садилась на пенек отдохнуть, набраться сил и, подкрепившись, шла дальше и дальше от дома родного. На ночлег устраивалась Суюмбика возле толстой сосны, под себя стелила теплую кофту и разводила небольшой костер, для того чтобы обезопасить себя от хищников. А с рассветом снова отправлялась в путь — дороженьку. Суюмбика приноровилась быстро идти и за сутки проходила более ста километров.
Как- то заснула женщина, чересчур уморившись, от долгой изнурительной дороги, и снится ей такой сон.
Вот идет она через горы и ущелья, над головой летают огромные черные птицы и ведут они между собой интересный разговор.
— Слушай, дорогая, давай возьмем с собой эту куклу, она будет нянчиться с нашими птенчиками, будет караулить их от хищников, когда мы будем улетать за кормом далеко от нашего гнездовья. На том они порешили. Осторожно приподняли женщину с земли, захватили ее узелок с вещами и поднялись высоко в воздух. Они летели всю ночь и утро. Когда начало рассветать, они уже прилетели к себе домой. Перелетели эти мощные птицы несколько морей и озер, высокие горы и попали в южные края.
Когда Суюмбика открыла глаза, то диву давалась от того, что попала совсем в незнакомое место. Кругом были высокие скалистые горы, а до селения людского было очень далеко. Женщина не могла понять, как она очутилась здесь, А птицы скрылись в ущелье, где щебетали подрастающие птенчики с ростом глухаря.
Женщину одолела жажда и пошла, искать водоем. Пришлось пробираться ей через густые заросли деревьев, и вдруг перед взором открылось круглое, как блестящее зеркало незнакомое озеро. Суюмбика быстро скинула с себя одежду и медленным шагом направилась в сторону озера. Когда дошла она до воды, сначала окунула руки и только хотела поднести в пригоршне воду, для того чтобы умыть лицо, она обратила внимание, что руки стали такие нежные, а искривленные от времени пальцы стали такими тонкими и изящными, ровно у царевны.
Когда женщина низко наклонилась к воде, то вдруг увидела красивое лицо молодой девушки и удивленно смотрела и не могла отвести от неё взгляда. Такая она была красивая, белолицая, карие глаза были большие, а брови соболиные то хмурились, то от удивления приподнимались, придавая ей умилительный вид. Хочется напомнить, что Суюмбика ни разу не видела свое лицо, как потому у них не было зеркала в доме. После долгой дороги одежда успела запылиться и решила сначала искупаться, а потом постирать свое платье. Женщина еще больше пришла в удивление, когда обратила внимание на свои груди, которые стали упругими, словно маленькие мячики. А ноги стали такими стройными, и во всем теле произошло чудесное преображение, что немного стало страшно от этого. Если Суюмбика не могла видеть свое лицо, остальные части тела она могла созерцать и на видоизменения сразу обратила внимание. А когда пошла, стирать свое платье, во всем теле чувствовала легкость и она, подпрыгивая, как горная лань, поспешила к воде.
Платье расстелила на поляне и оставила его сушиться, а сама улеглась и незаметно задремала под ласковыми лучами солнца.
Женщина не помнит, сколько она проспала, а только проснулась от того, что упала на ее лицо какая- то тень и ощутила присутствие постороннего человека. Суюмбика приподнялась на локтях и уселась, а потом спохватилась, что она совсем без одежды, а тут перед ней нарисовался чужой мужчина, к тому же пожилого возраста. Она попросила его отвернуться, хотя тот уже сам нехотя отводил свой взгляд от нее, ослепленный ее красотой.
Переодевшись в чистое платье, молодая женщина чувствовала себя в безопасности и уже могла смело взглянуть на путника, который долго не мог заговорить первым.
Тогда она, осмелев, обратилась к нему с вопросом:
— Скажите, добрый человек, как называется эта местность? Я очень долго шла и прошла долгий путь, но здесь нет никаких указателей, поэтому затрудняюсь понять, куда я всё- таки попала.
Мужчина стоял и молча улыбался из-под своих черных шелковистых усов и не мог оторвать взгляда от прекрасной женщины.
Когда мужчина, наконец- то, заговорил, Суюмбика вдруг почувствовала что- то родное и близкое в нем, словно они были знакомы давным- давно, а только все никак не удавалось им встретиться. Женщина решила спросить, как его зовут. Мужчина, улыбаясь, ответил:
— До сегодняшнего дня все звали меня Амбарцум.
А можно узнать, что обозначает ваше имя? — спросила осмелевшая женщина.
— Конечно, моя дорогая, — заговорил мужчина, с сильным кавказским акцентом и продолжил свою речь.— Меня назвали таким именем потому, что у нас в Армении с особым трепетом относятся к имени, которым наделяют ребёнка, особенно мужчину. Во все времена армянские имена считались мелодичными, красивыми, причём речь идёт не только о женских, но и мужских армянских именах. Кто сказал, что мужчина не может быть обладателем звучного имени? Это всеобщее заблуждение и армянские имена — явное тому подтверждение и доказательство. В большинстве своем мужские армянские имена становятся олицетворением человеческих качеств, достоинств и черт характера настоящего мужчины. Очень часто детей называют в честь родственников, в частности мальчиков — в честь дедов и прадедов.
— Простите, а в честь какого деда, с материнской или отцовской линии назвали вас таким именем? — задала женщина свой вопрос, слушавшая с огромным вниманием, старшего друга.
— Мой дед, а папин отец был в детстве «непоседой», то есть он был склонен к непрерывному движению и практически не менялся с возрастом: любил перемену мест, не умел и не желал ценить стабильность в любой форме, что стало причиной одиночества. Но одиночество не тяготит. Наоборот, воспринимается зачастую как обязательный атрибут свободы, которая является для такого человека единственным способом существования. И вот я такой же, как мой дед, очень люблю путешествовать, люблю одиночество, люблю побыть один наедине с природой.
— А теперь настала ваша очередь рассказать о себе, милая девушка, — обратился с таким вопросом Амбарцум и приготовился слушать внимательно свою новую попутчицу.
— А что рассказывать о себе? В общем- то и нечего. Была замужем, один взрослый сын и три внучки. — Люблю путешествовать, вот поэтому и попала сюда в ваши теплые края.
— Вы такая молодая и уже имеете взрослого сына и даже внуков? Да Вы решили подшутить над бедным стариком! Хотите поиздеваться надо мной? — с горькой обидой в голосе выпалил Амбарцум.
— Я не издеваюсь и не шучу, милый человек! — воскликнула с пафосом Суюмбика. — Почему Вы не хотите верить моим словам? И тут как будто током ударило женщину. Она стала догадываться о причине в видоизменениях своих. Она подошла ближе к мужчине и загадочно улыбаясь, заговорила елейным голоском:
— Вы, Амбарцум, любите плавать? Когда- нибудь приходилось Вам купаться в этом озере? — задала вопрос она.
Мужчина ничего не понимая и не чувствуя подвоха с её стороны, ответил, что впервые видит это озеро, и в этом районе оказался случайно. Тогда женщине стало понятно, почему мужчина не знает тайны этого волшебного озера. Она предложила провести соревнования, кто лучше и быстрее доплывет до следующего берега.
Мужчина начал медленно раздеваться, сначала скинув свою нехитрую обувку, затем стал расстёгивать пуговицы косоворотки, а женщина прямо в платье нырнула в воду.
Суюмбика знала, что человек в этой волшебной воде не только внешне меняется, но и ощущения меняются, а сама женщина чувствовала себя шестнадцатилетней девушкой. Неспроста Амбарцум не поверил ее словам.
Когда мужчина приплыл близко к женщине, то Суюмбика ахнула от восторга и удивления, увидев перед собой молодого юношу с более пышными усами иссиня — чёрного цвета. Густые вьющиеся волосы ниспадали до плеч. А глаза сияли озорно и светились доброй улыбкой, насквозь буравя взглядом и проникая глубоко ей в душу.
Молодой мужчина близко подошёл к Суюмбике и, взяв её за руку, притянул к себе и вместе они поплыли к противоположному берегу.
Затем они снова поплыли на тот берег, где оставалась их одежда.
Амбарцум вдруг обнаружил в себе прилив недюжинных сил, в ногах чувствовал крепость, и в нём проснулись забытые желания. Его нестерпимо потянуло к ней, хотелось ее лобзать и обнимать, оберегать от других, носить на руках и любить…
Суюмбика была несказанно рада и счастлива, что в мужчине произошли такие изменения. И самое главное, она узнала его. Это был тот мужчина, которого она ждала, искала и хотела провести остаток жизни с ним. Её душа потянулась к нему, она уже знала, что любит Амбарцума, что у них много общего. Суюмбика знала, что её возлюбленный способен на самую возвышенную любовь и самую искреннюю привязанность, но и понимала, что он не терпит посягательств на свою свободу ни в какой форме. Любые рамки и ограничения тяготят его душу, сковывая её движения, как кандалы. Ему нужен простор.
Ради творческого союза и ради этой незабвенной любви, Суюмбика согласна была пойти на уступки и наслаждаться обществом своего возлюбленного, дороже которого никого у неё уже не было.
Фото из личного архива автора. Я в Казани возле фонтана.