Окончание. Начало в постах от 30 октября и 4 ноября.
В 1943 году наступил перелом в ходе войны — Красная армия разгромила противника под Сталинградом, освободила значительные территории страны, готовилась к летним боям в направлении Курска.
Партизаны атаковали тылы немецкой армии на земле, а советская авиация атаковала их с воздуха. В марте 1943 года были введены новые виды поощрения для экипажей АДД (авиации дальнего действия) ВВС Красной Армии.
За бомбардировку вражеских столиц (Берлина, Хельсинки, Будапешта, Бухареста, теоретически и Рима) члены экипажа самолета получали от 1 до 2 тысяч рублей в зависимости от должности. Успешная бомбардировка объектов промышленного и оборонного значения на оккупированной территории Советского Союза оценивалась от 350 до 750 рублей каждому члену экипажа. Существовали и премии за каждые 10 успешных атак переднего края или тыла противника.
Как будто предугадывая грандиозные танковые сражения под Курском, советское командование приказом от 24 июня 1943 года установило премии за уничтожение вражеских танков: от 200 до 500 рублей — танкистам и артиллеристам, от 250 до 500 рублей — расчётам противотанковых ружей.
Если же красноармеец уничтожал танк противника гранатой, «коктейлем Молотова» или иным подручным средством и в одиночку, то ему полагалась награда в тысячу рублей.
Осенью того же 1943 года приказом народного комиссара обороны была оценена и жизнь (а, точнее, смерть) немецких кораблей, атакуемых советской авиацией. Теперь потопление миноносца или подводной лодки противника отмечалось премией по 10 тысяч рублей командиру и штурману советского самолета. Остальные члены экипажа получали по 2500 рублей. Потопление вражеского транспортного корабля расценивалось в 3 тысячи рублей командиру и штурману и 1 тысячу остальным участникам атаки.
Мой дед после войны занимал должность командира танка, будучи сержантом по званию. Он получал оклад 375 рублей, механики-водители и наводчики — 275 рублей. В артиллерии выплаты были намного меньше – там даже командир отделения получал лишь 125 рублей. 300 рублей мой дед отсылал домой на Урал, с оставшихся наличных средств уплачивал комсомольские взносы и менял рубли на злотые. Обычно выходило более 1100 злотых. На местных польских рынках килограмм сахара тогда стоил 500 злотых, бутылка водки — 600 злотых, батон белого хлеба — 75 злотых.
История войны — это не только сражения и потери. Это и житейские мелочи вроде солдатского оклада или стоимости батона хлеба.
Спасибо за внимание!