Шёл монах за подаяньем,
Нес в руках горшок с геранью,
В сумке - пику с острой гранью,
Цеп трёхзвенный и клевец...
(О. Ладыженский)
Говоря о военных силах средневековой Японии, историки упоминают, прежде всего, сословие самураев, пехоту простолюдинов - асигару и... монахов буддистских монастырей. При этом самураям приходилось достаточно часто воевать с монахами, которые, не задумываясь, хватались за оружие, если того требовали интересы веры и монастыря.
Японские представители духовенства дрались, как и все нормальные люди всех времён и народов, за богатство, власть и веру.
В середине Х века, после того, как столица Японии "переехала" из Нара в Киото, монахи храмов, находящихся при Нара, и новых монастырей Миидэра и Энрякудзи, основанных поближе к новой столице - на горе Хиэй, "открыли гастроли", заявив о возникших разногласиях в вопросах веры. Императору эти несогласия не понравились (наверное, знал, на что способны "несогласные" послушники, а тем паче монахи!). Для того, чтобы примирить непримиримых, в 963 году император распорядился организовать религиозный диспут, чтобы привести взгляды противников к общему знаменателю. Увы, не вышло: в результате диспута все только ещё больше перессорились.
Спустя пять лет летописи зафиксировали, как к разногласиям духовным добавился и более приземлённый повод для драки: монахи двух монастырей - Кофукудзи и Тодайдзи - сцепились не на шутку из-за спорного клочка земли.
Со временем монастыри вообще стали обзаводиться собственными армиями. К этому монахов во многом подтолкнул сам император вместе с высшим классом самураев. Вера - верой, но деньги нужны всем, поэтому власти регулярно мотивировали сборщиков налогов собирать всё больше налогов. Естественным образом эти господа испытывали некоторую робость на землях самураев (как-никак привилегированный класс и воины!), и, естественно, стремились восполнить недоимки на землях монастырских, где, как они надеялись, обитатели более мирные. Увы, напрасные надежды: очень быстро монастырские настоятели сообразили, что, если они хотят сохранить богатства монастыря, следует содержать собственную армию защитников. Инициатива принадлежала монастырям горы Хиэй. За ними подтянулись монастыри Кофукудзи (не иначе, памятуя, как в 968 году на них напали собратья по вере из монастыря Тодайдзи из-за спорного клочка земли, а монахи из монастыря Энрякудзи попытались захватить принадлежавшее Кофукудзи святилище в Киото).
Одним словом, причин было множество, результат - один: японские монастыри очень быстро превратились в места скоплений тысяч людей, которые были неплохо вооружены и отлично знали, с какого конца браться за оружие. Проблемы от таких "святых войск" начали беспокоить не только императора, но и простых жителей столицы.
Обитатели Киото в глаза называли таких монахов "сохеи", что в переводе означает "монах-воин", а за глаза - "акусо", то есть "монах-злодей". Монастырские деятели такими эпитетами не смущались, вовсю приглашая в стены монастыря уже не для постижения божественной мудрости, а для того, чтобы обучиться воинскому искусству. В результате монастыри стали пристанищем для беглых крестьян и преступников, которые мало понимали в буддизме, но достаточно - в том, как причинять физический ущерб ближнему. К страху простонародья перед оружием добавлялся страх перед проклятием - ведь служитель богов мог не только огреть дубиной, но и проклясть.
На протяжении следующих веков императоры Японии имели конкретную головную боль в лице воинствующего духовенства. Но об этом - в следующей статье...
___________________________________________________________________________
Приведённый текст текст имеет подтверждённую уникальность