Здравствуй дорогой друг.
В подводном мире нашли свой покой множество судов, многие из них пошли ко дну в годы Великих войн. Некоторые из них обнаружены поисковыми экспедициями и подводными археологами, такие находки становятся сенсацией и привлекают большое внимание.
Одну такую находку совершила команда поисковиков добровольцев проекта «Lost 52», который был создан для находки 52 подлодок, пропавших без вести в годы Второй мировой войны. На счету команды уже имеется несколько находок, среди которых затонувшая у Алеутских островов подводная лодка USS «Grunion» (SS-216) типа «Гато».
Подлодка затонула 78 лет назад в своей первом боевом дежурстве, унеся в воды Тихого океана 70 членов экипажа.
USS «Grunion» (SS-216) была заложена на верфи компанией «Electric Boat Company» в Гротоне штата Коннектикут 01.03.1941г. на спонсорские деньги миссис Стэнфорд К. Хупер, жены контр-адмирала Хупера, спущена на воду 22.12.1941 г., ведена в строй 11.04.1942 г. под командованием лейтенант-коммандера Маннерта Абеля.
После того, как подлодка встала в строй, помогала союзным войскам в водах Тихого океана. По пути следования к своему первому посту в Перл-Харбор подобрала 16 выживших с транспортного военного судна США «Jack», который был потоплен немецкой подводной лодкой U-558. 03.06.1942 г. доставила спасенных моряков в Косово-Соло, и продолжила курс на Перл-Харбор.
После десятидневной подготовки 30.06.1942 г. покинула Гавайи и направилась к Алеутским островам для патруля. В своем первом же сообщении передала что, когда она патрулировала о. Кыска, была атакована японским эсминцем и выпустила по нему торпедой «Mark» - 14.
За время патруля у о. Кыска потопила два японских сторожевых корабля CH-25 и CH-27. После интенсивной противолодочной деятельности получила приказ вернуться в Датч-Харбор. После этого о ней никто не слышал, а поиски были тщетны.
Из захваченных документов стало известно, что никаких противолодочных атак в районе о. Кыска не проводилось, и судьба подлодки оставалась загадкой в течение 65 лет, пока у берегов штата Аляска на глубине 820 м. не были обнаружены обломки предположительно считавшееся USS «Grunion», но нос подлодки отсутствовал.
После обнаружения команда поисковиков отправила беспилотные глубоководные аппараты AUVs для создания 3D-изображений покоившейся на дне подлодки, и предположили, что затонула в результате взрыва собственной торпеды после атаки грузового корабля.
Как сказал Тим Тейлор руководитель группы поисковой экспедиции, «видео, которое мы сделали уникально и идет в ногу со временем, это будущее записи исторических подводных исследований. Полученные 3D-снимки важны для науки, поскольку исследователи и историки теперь могут месяцами дома изучать объекты».
История поисков
В 1998 полковник Р.Лейн приобрел за один доллар схему японского грузового корабля «Кано Мару», перевозивший боеприпасы во время Второй мировой войны. Захотев проверить подлинность схемы, он выложил ее на японском военно-морском историческом сайте, в надежде что кто-нибудь ему поможет.
С ним связался Ютакой Ивасаки, военный историк, который не только подтвердил ее подлинность, но и сказал, что знает, что произошло с подлодкой USS «Grunion» (SS-216).
У коммандера Абеля было трое сыновей по имени Брюс, Брэд и Джон, которые почти 65 лет искали информацию о пропаже подлодки и отца. Когда братья наткнулись на этот пост, они связались с Ютакой Ивасаки, который прислал им статью, написанную офицером, японского корабля «Кано Мару». В статье описывалась атака подлодки на японский корабль «Кано Мару» у о. Киска примерно в то время, когда было объявлено о пропаже USS «Grunion» (SS-216).
Как выяснили исследователи первая выпущенная торпеда с подлодки прошла ниже киля японского корабля. Две другие торпеды достигли цели, но по какой-то причине они не взорвались, а просто ударились о корпус. Последняя торпеда не попала в цель, описала циркуляцию и попала по обшивки корпуса USS «Grunion» у самого основания перископа.
От взрыва заклинил горизонтальный руль, лодка потеряла контроль и стала погружаться. На глубине 300 м. ее корпус раздавило давлением. От удара о дно носовая часть длиной 15 м. оторвалась от корпуса.
Для проведения поисков братья обратились в компанию Williamson & Associates, занимающуюся морской геофизикой и океанотехникой. Используя гидролокатор бокового обзора, команда поисковиков из проекта «Lost 52», обнаружила подлодку почти в том месте, где на нее указывал офицер японского судна «Кано Мару».
При последующих погружениях беспилотного аппарата был обнаружен нос подлодки находящийся в 400 м. от основной части на склоне подводного вулкана.
С вами был канал «Подводный мир». До скорых встреч.
Если понравилась статья, палец вверх, поделись с друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди много еще интересного.