Найти тему

С дочерью с РАС я сама стала странно общаться и коммуницировать с миром. И считать аутистов нормальными

Кадр из х/ф "Алиса в Стране чудес". Похоже себя чувствую. Обработала как иллюстрацию к своему рассказу о мироощущении.
Кадр из х/ф "Алиса в Стране чудес". Похоже себя чувствую. Обработала как иллюстрацию к своему рассказу о мироощущении.

Мне доводится много общаться с мамами других деток с РАС, уже взрослых или маленьких. Всех этих женщин объединяет одно: они считают, что их дети не такие, неправильные, у них ментальные патологии, не совместимые с нормальной жизнью. Даже если физически эти детки здоровы полностью. Понимаю, что все разные, проявления аутизма у каждого человека уникальны, пусть и есть общие черты. Но общаясь с Никой, живя с ней, я все чаще задумываюсь, так ли на самом деле неправильно видение аутистов.

Ника не воспринимает правила общества за аксиому. Она, насколько я прочитала, насколько поняла, приспосабливается. У нее есть свое, сформированное понимание, что вокруг, ее собственная реальность. Из того, что я вижу, осознаю ее логику и общение со мной, людьми, все больше и больше считаю, что именно дочь нормальная. Не только потому, что я ее мать, как-то хочу оправдать ее или очистить свою совесть, спрятаться за тем, что мой ребенок какой-то особенный и гениальный.

Хотя Ника на самом деле очень умная девочка, просто мыслит она иначе.

У нее все направлено на то, чтобы всем было хорошо. Если правила социума доставляют неудобства, они их проигрывает, но не читает истиной.

Также, ее структура речи, как письменной, так и устной, для меня немного странная. Она составляет новые слова, интересно структурирует предложения. Ее смысловые понятия для здорового человека будет как сказка. Логика ребенка, склонного к фантазированию.

То ли Ника меня возвращает в детство, то ли ее мировосприятие действительно проще и логичней, но обращаю внимание, что с точки зрения окружающих я стала странно коммуницировать с миром.

Мир Вероники с первого взгляда кажется фантастическим, а при ближайшем рассмотрении - нее все разложено по полочкам. Ее речь, мышление – все прямо, не подстроено под какие-то стандарты и шаблоны. Говорит, как чувствует. Она как будто в речь хочет перевести свое восприятие, и ей не хватает слов, понятий. Поэтому иногда она придумывает свои, заимствует только по ей понятным причинам какие-то слова и сочетания из других языков. Например, она может взять немецкую структуру длинных слов, выражающих целое понятие, перемежая их русскими, и из других языков.

Я обратила внимание, что сама иногда пользуюсь этим приемом, и действительно он позволяет выражать свои мысли и главное – чувства. Потому что для принципа построения речи Ники чувства и ее ощущения все же первичны.

Она может в паре предложений уместить столько понятий, полностью описать, что ее волнует.

Если же таким способом я общаюсь с другими людьми, меня не понимают. Я так понимаю, что мысль, если она содержит комплекс составляющих, донесенных через призму собственных эмоций, для людей без РАС кажется кашей.

А мне этот прием нравится, он созвучен с потребностью о чем-либо сообщить, причем – и свои эмоции, чувства привнести – тоже.

Мы так общаемся с дочерью и лучше друг друга понимаем.

А иногда Ника молчит.

Потом говорит, что е знает как то, что она хочет мне сообщить, выразить словами.

Догадываюсь, что эта особенность – несовпадение мироощущения и языковых возможностей – не дает многим аутистам говорить.

А в итоге я кажусь странной, и даже немного ненормальной.