Категория: каталог самолетов.
Друзья приветствую Вас!
Я люблю периодически читать заметки про самолеты, единственно, часто такие заметки носят не систематичный характер, рассказы про летчиков, отдельные воздушные бои или иные достижения гражданских самолетов, случаи на аэродромах и тп.
Мне бы хотелось читать каталог – про самолеты. Да, уместно упоминания о каких то случаях, но статья о самолете должна быть статьей о нем, а не о биографии летчиков, историей боевых действий, и прочее.
Так вот, пришла идея восполнить этот пробел. Я хочу вывести четкую концепцию, какого содержания будут статьи. А, и еще. Конечно все эти данные (ну или почти) есть в викепедии, какой смысл дублировать это тут? Отвечаю. Профессиональные исторические статьи могут растянуться до 20 стр. (миг 15 к примеру очень длинная статья), я же хочу упростить или адаптировать материал, к примеру для человека у которого есть 15 мин. За компьютером.
Содержание статьи:
1.наименование, год создания, страна – производитель;
2.тактико – технические характеристики;
3.боевая эффективность;
4.сфера применения;
5.особенности самолета.
А сегодня мы посмотрим на самолет французского производства Spad SA.2.
1. САМОЛЕТ SPAD SA.2. «Сосьетэ Пур л'Ависьон се Дерив».
-год создания – 1915;
-страна – Франция;
-конструктор – Луи Бишеро;
2.ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- двухместный деревянный биплан;
- размах крыла, м 9,55;
- длина, м 7,29;
- высота, м 2,8;
- площадь крыла, м² 23,55;
- масса, кг:
--пустого самолёта 535;
--нормальная взлётная 815;
- тип двигателя 1 × «Рон» 9J;
- мощность, л. с. 1 × 110 л.с.;
- максимальная скорость, км/ч 112;
- крейсерская скорость, км/ч -;
- практическая дальность, км 250;
- продолжительность полёта, ч. -;
- максимальная скороподъёмность: 2 000м. за 20 мин.;
- практический потолок, м 3 300;
- экипаж 2 чел.;
3. БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ:
* вооружение: Стрелково-пушечное: 1 х 7,7-мм подвижный курсовой пулемет «Льюис».
* До того как были изобретены прерыватели (синхронизаторы) пулеметного огня, вести стрельбу вперед из самолета было невозможно. Специалисты пытались решить эту проблему с помощью многообразных конструктивных ухищрений.
Совершенно оригинальный способ предложил главный конструктор фирмы SPAD Луи Бишеро. Согласно его проекта, у носового стрелка появлялось свободное от тянущего воздушного винта пространство для ведения огня. Этот проект был настолько многообещающим, что 27 февраля 1915 г. французское патентное бюро зарегистрировало его как изобретение.
В начале мая 1915 г. самолет SPAD SA.1 совершил первый полет. Первоначально открытая кабина стрелка-наблюдателя, установленная перед ротативным двигателем Рон 9С (80 л. с.) с тянущим воздушным винтом, крепилась к верхнему и нижнему крыльям. Но такой способ монтажа кабины посчитали неудачным, так как он затруднял доступ к двигателю, и, впоследствии, кабина крепилась к стойкам шасси. Были предусмотрены и дополнительные точки ее крепления, которые находились на верхнем крыле. В случае необходимости кабина просто откидывалась от двигателя.
Вооружение состояло из подвижного пулемета «Льюис», установленного в кабине стрелка. В вертикальной плоскости пулемет перемещался по дугообразной рамке, а в горизонтальной - по полукольцу. Связь между стрелком и пилотом, кабина которого находилась за двигателем, осуществлялась с помощью слуховой трубки.
Для маломощного двигателя масса конструкции самолета оказалась слишком большой. Передняя кабина (стрелки-наблюдатели дали ей меткое название – «трибуна проповедника») закрывала двигатель от набегающего потока воздуха, что приводило к его перегреву. В полете кабина стрелка чрезмерно вибрировала.
* Тем не менее самолет был признан удачным, однако его серийное производство так и не было развернуто (всего было выпущено около десяти машин), поскольку к этому моменту на испытания вышел самолет следующей модификации SPAD SA.2. Первый полет новый вариант совершил 21 мая 1915 г. В качестве силовой установки был использован двигатель Рон 9J (110 л. с.). От своего предшественника самолет отличался способом крепления кабины стрелка, а также горизонтальным оперением, которое можно было переставлять на земле.
Командование армейской авиации заказало 42 машины, еще 57 были закуплены Россией. Однако самолет не пользовался популярностью у летчиков из-за маломаневренности и недостаточного обзора из кабины пилота. Кроме того, он развивал малую скорость и не был защищен от атак сзади. Стрелки боялись на нем летать, так как даже малейшая неполадка могла стать причиной аварии.
Известен случай, когда от попадания пули было разбито верхнее крепление передней кабины, она откинулась вниз и из нее выпал летчик-наблюдатель. Самолет разбился.
В другом случае стрелок получил тяжелейшую травму шеи после того как его шарф намотался на воздушный винт.
Всего было изготовлено 110 самолетов всех модификаций.
4. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:
* Во Франции фронтовая жизнь самолета была короткой - к началу февраля 1916 г. в строевых частях было только четыре машины. Стремясь защитить самолет от атаки с хвоста, Бишеро разработал следующую модификацию - SPAD SA.3. В целом машина была аналогична SA.2, но позади верхнего крыла была установлена еще одна кабина стрелка для защиты задней полусферы. Одновременно самолет получил двойное управление, смонтированное в кабине заднего стрелка. Хотя машина в серию не пошла, идеи, использованные при ее создании, были осуществлены в следующих проектах Бишеро.
22 февраля 1916 г. совершил первый полет SPAD SA.4. Главными отличиями этого самолета от SPAD SA.2 были возврат к двигателю Рон (80 л. с), установка элеронов толь ко на верхнем крыле и незначительное смещение бипланной коробки назад. Конструкторы были вынуждены отказаться от Рон 9J, поскольку так и не удалось найти приемлемую схему охлаждения относительно мощного двигателя. Всего было выпущено 11 самолетов этой модификации, десять из них было продано России. Последним вариантом самолетов этой серии стал SPAD SA.5, оснащенный двигателем Рон 8Fg. Серийно эта модификация не выпускалась.
5.ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА
-наличие одного несинхронного пулемета;
-оригинальная запатентованная конструкция самолета, с расположенной перед тянущим винтом кабиной стрелка;
-ненадежность конструкции;
-слабые мощностные характиристики.
Друзья, надеюсь Вам интересно читать данный материал и статья понравилась. Сведения для статьи не скопированы с какого – то сайта, взяты с разных источников и скомпонованы. Если у Вас есть пожелания, о каком самолете написать следующую статью, напишите об этом в комментариях. Если тема интересная, подписывайтесь, каждую неделю выходит новый материал.