К сожалению, повесть Геннадия Михасенко "Милый Эп" в детстве я не читал, а потому восприятие всей этой истории у меня уже взрослое - и прочитал, и посмотрел только сейчас. Наверное, не так уж это плохо, ибо при просмотре фильма надо мной не довлело очарование юности, а потому, надеюсь, я смогу быть объективным.
В 70-х книга Михасенко была на слуху - я о ней не раз слышал, но в те годы найти не удалось. Впрочем, вряд ли я был бы от неё в восторге - метания Эпа мне точно не близки (а при нынешнем прочтении напомнили Сэлинджера "Над пропастью во ржи", который тоже меня никак не задел, а лишь вызвал недоумение).
Главный конфликт произведения - разочарование в школе. Восьмикласснику Аскольду Эпову стало скучно учиться, а потому он пошел в разнос. Мне учиться никогда не было скучно - я и до сих пор любознателен как малое дитя, а потому узнавание нового скуки не вызывало никогда, да и на большинство моих учителей грех жаловаться - они замечательны.
Впрочем, английский и у меня вызывал затруднения, однако, в отличие от Эпа, я этот вопрос решил (если интересно - как, можно почитать соответствующую запись в моем блоге ЖЖ).
Но вернусь к книге и фильму, снятому в 1991-м году режиссёром Олегом Фоминым (в настоящее время он более всего известен дивной комедией "День выборов" и сериалом "Next"). По слухам, картина "Милый Эп" финансировалась частным лицом, ну а сценарий писал сам Михасенко. Композитор - Артемий Артемьев, сын известнейшего Эдуарда Артемьева.
Экранизация перенесла героев из начала 70-х в 1991-й год и сделала их на два года старше. На мой взгляд, это вполне оправдано - конечно, у кого как, но в мои 15-16 (то есть, восьмой-девятый классы) парочек еще почти не было, про любовь и про девочек мы практически не говорили. И с этой точки зрения меня крайне удивила повесть - парни там постоянно говорят о девчонках, Не спорю - где-то, у кого-то романы имели место быть, но чтобы почти поголовно? И чтобы пятнадцатилетний мальчик УЖЕ был сердцеедом? Не верю.
У нас и девочки-то в восьмом классе не особо с парнями встречались. В моём классе такая была только одна (из двадцати двух) - да и то, полагаю, потому, что она с раннего детства дружила с мальчишками, из их компании кавалер у неё и был.
Поэтому замена в фильме восьмиклассников на десятиклассников пошла очень даже на пользу в этом плане - да, в одержимость влюбленностями в 10-м классе я уже верю.
Тут, правда, возникает нестыковка с "бросанием" Эпом школы - в книге он собирался закончить восьмой и уйти из школы, в фильме, получается, хотел просто бросить школу и пойти работать. В 90-м это было уже реально, но... крайне глупо и потому не выглядит серьезно.
Жаль, что в картине "Милый Эп" совсем нет школы - из-за этого абсолютно провисает начало: непонятно, что случилось, почему Эп так вспылил, что послужило причиной конфликта. Двойка по английскому причиной не выглядит (ну, или мне это непонятно). Почему ему надоело учиться - тоже особо не объясняется. В целом и в книге это не особо объясняется, но там напряжение накапливается плюс размышления героя. Все они (с высоты нынешнего возраста) глуповаты, но хоть что-то.
Неясно - зачем было менять профессию отцу Аскольда. Почему скульптор, а не начальник? Чтобы сделать квартиру более богемной? Но, теоретически, у начальника вполне могла быть такая необычная по планировке квартира. Даже - скорее у начальника, нежели у скульптора.
Главная же нестыковка - история комсорга Васи Забровского. Слишком много внимания к должности комсорга для 1991-го года. Ау, какие комсорги на грани распада СССР? Они, конечно, еще были, но такого пафоса вокруг должности не могло происходить. Да и в начале 70-х в десятом классе - тоже. Вот в восьмом, когда это всё еще в новинку, - да, верю. С другой стороны, в книге комсомольцев в классе всего одиннадцать - при том, что ребятам уже по 15. Вот это - дико странно, у нас вступали в 14, и к началу восьмого класса "несоюзной молодежи", как тогда выражались, оставалось всего-ничего - человек пять-шесть (двое молодых, кому 14 исполнилось в 8-м, да несколько двоечников-хулиганов).
Многие, читавшие книгу в 70-х, возмущаются сокращением сюжета - нет церкви, нет родителей, нет школы (об этом я тоже написал), нет анкетирования, а есть только две сюжетные линии - бунт Эпа и его роман с Валей. Но тут я встану на сторону создателей фильма - церковь в начале 90-х (да и в целом в 80-х) уже не была таким таинственно-странно-страшным местом, да и визуальное воплощение всего, что с ней связано в повести, снизило бы динамику.
Родителей нет потому, что отсутствует анкетирование (а без него персонажи бы провисли, играть нечего). Ну а анкетирование отсутствует по двум причинам - во-первых, для 90-х и комсорга многовато, история с анкетами сделала бы сюжет совсем анахроническим. Во-вторых, для десятиклассников такие анкеты - детский сад, никто бы так не воодушевился в принципе.
Что мне понравилось в фильме из того, чего не было в книге. "Расширенный" день рождения Садовкиной (за исключением эпизода дуэли на шпагах). Великолепные наряды Эпа и Авги ((да-да, именно их двоих, а не одного Аскольда), разговоры ребят во время этой вечеринки, эпизод с душой, "перелетевшей" порог детства, конфликт из-за того, кому быть тамадой.
Последний - шикарен: да, вот в такой мелочи чётко отразилась и неприязнь Эпа к Мишке, и некоторый пиетет "авторитетов" класса перед Эпом, и подростковый максимализм, готовый мгновенно привести к ссоре из-за пустяка, но также мгновенно и остужающий головы.
Отдельно - вся история с Валей. Она отражена практически неизменно, очень естественно (повторюсь - для десятиклассников). Признаться, меня всё это совершенно не тронуло - и не потому, что я такой взрослый и заматерелый: не тронула бы она меня и в 15-16. Нет конфликта, нет драмы - обычная лав стори с очень глупым и надуманным конфликтом из-за ревности на пустом месте, когда люди не умеют разговаривать "языком через рот". И это свойственно не только подросткам. Я - человек другого склада, зануда, а потому всё непонятное проясняю, ибо надумать можно куда больше реального, а уж если в реальности есть повод для беспокойства в любимом человеке, то лучше об этом знать наверняка, а не мучиться домыслами.
Актеры и роли
Все актеры немного старше героев - им по 20 (плюс-минус) лет. Для десятиклассников, на мой взгляд, вполне нормально. И, снова добавлю, мне бы точно совсем не понравился фильм, если бы там был восьмой класс, а уж 15-летние актеры выглядели бы точно совершенным детским садом, и все их речи - фальшивыми.
Аскольд Эпов (Михаил Палатник)
На мой взгляд, отлично попал в роль, хотя, конечно, книжный Эп - задохлик и не настолько симпатичен, но задумчивость и одухотворенность здесь важнее.
Август Шулин (Игорь Юраш)
И тоже - отличное попадание, даже лучше Эпа. Вообще, на мой взгляд, одна из наибольших актёрских удач фильма. К сожалению, Игорь Юраш погиб в 2013 году - он был не только актером, но и спортсменом, мировым рекордсменом по парашютному спорту. Погиб во время тренировки при подготовке к новому рекорду. Светлая ему память...
Валя Снегирёва (Инна Хрулева)
Во время съемок Инне было 19, но старшеклассницу она сыграла прекрасно и достоверно, придраться не к чему. К сожалению, кинокарьера актрисы прекратилась в 1993 году, а жаль - Инна, по-моему, могла бы быть интересной актрисой.
Вася Забровский (Александр Стриженов)
Сын Олега Стриженова, племянник Глеба Стриженова. Роль комсорга Александру весьма удалась, хотя длинные волосы там совсем ни к чему. Но отлично получился "правильный" мальчик, будущий карьерист.
Наташа Садовкина (Ирина Рябцева)
Совершенно не соответствует книжному описанию, но оно и к лучшему - приятно было в этой роли увидеть красивую девушку
Толик-Ява (Алексей Зуев)
Ну... не знааааю... Не впечатляет, неужели Валя повелась на него только из-за мотоцикла? Сложно поверить, что девушка, внимания которой добивались многие, повелась на этого совершенно несимпатичного парня.
Мишка Зеф (Олег Будрин)
А вот здесь - попадание. Разговорчивый красавчик-циник - да, такие нравились девочкам. Верю.
Моя оценка фильма 3 с плюсом. Один раз посмотреть можно - не раздражает, вполне милый, хоть и проходной.