Найти тему

Су-47, почему знаменитый "Беркут" не пошел в серию.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу о самолете который мог бы стать легендой палубной авиации, универсальным солдатом и эпатажной моделью, встречайте - Су-47 "Беркут".

Красавец, не правда ли?
Красавец, не правда ли?

Немного из истории создания

В начале восьмидесятых годов руководство ВВС СССР и ГКАТ (Государственный комитет по авиационной технике) размышляли над созданием парка истребителей 90-х годов. В 1981 году стартовала Гос. программа И-90, головным предприятием стало КБ Микояна. КБ Сухого смогло убедить руководство в том, что СУ-27 имеет большие модернизационные перспективы и усилия нужно направить на создание иного проекта. И собственно первым проектом являлся С-22, предполагалось применить крыло обратной стреловидности, которое обладало рядом приемуществ перед прямой стреловидностью, таких как:

1. Более высокое качество маневрирования.

2. Большая подъемная сила при одинаковой площади.

3. Меньшая скорость заваливания.

4. Смещение конструкции крыла ближе к хвостовой части, что давало возможность разместить большее количество вооружения в центральном контейнере.

Вид сверху и слева
Вид сверху и слева

Недостатки:

1. Упругая дивергенция крыла (проще говоря воздух скручивает крылья, вплоть до их полного разрушения)

2. Большой вес конструкции.

3. Большое сопротивление воздуха.

Упругая дивергенция крыла
Упругая дивергенция крыла

Так как истребитель планировалось оснастить только одним двигателем проблема массы была критической, требовалось установить более мощную силовую установку. По результатам исследований было приято решение об оснащении самолета двумя РД-79М, что давало тягу суммарно в 37 000 кгс. Данное техническое решение позволяло обеспечить длительный полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Название проекта изменили на С-32. В 1988 году в связи с ухудшающейся экономической обстановкой проект был на грани закрытия. Вступились Адмиралы флота, которым как раз нужен был палубный истребитель ( напоминаю, особенность крыльев позволяла втрое сократить длину ВПП). В течении нескольких месяцев КБ Сухого создало проект доработанного планера С-32, оснащенного вооружением Су-33.

Су-33
Су-33

Недостаток финансирования не позволил ВМФ получить палубный истребитель, в начале 90-х годов было решено продолжить исследования, связанные с крылом обратной стреловидности, проекту был присвоен статус инициативного (это значит, что финансировался проект на средства КБ и выполнялся не по Гос. заказу а в инициативном порядке). Проект С-37 совместил в себе все технологические новшества того времени. Планер самолета успешно прошел статические испытания, после чего в целях экономии был оснащен до полноценного самолета. Настало время выпустить птенца из гнездышка! (прошу прощения за метафору, не удержался).

Су-47 во время испытаний
Су-47 во время испытаний

Демонстрация широким массам

Первый полет состоялся в 1997 году, под управлением летчика-испытателя И. Вотинцева самолет провел в воздухе более получаса после чего благополучно приземлился. Проект не планировали предавать огласке ранее 1999 года, но "случайно" попавшая в СМИ фотография породила массу информационного шума, самолет даже был объявлен перспективным истребителем 5-го поколения, однако эту информацию вскоре опровергли. С-37 ( позднее индекс заменили и дали название Су-47) был скорее опытным образцом, во время его испытаний конструкторы получили массу полезной информации, а наработки по проекту пришлись как нельзя кстати, при создании Су-57. Предстал же самолет публике на МАКС-1999. Уровень секретности был настолько велик, что самолет даже через два года не попал на статическую стоянку, а был отбуксирован в один из дальних ангаров. В середине прошлого десятилетия Су-47 выполнил план полетов и встал на стоянку. Также на время полетов были введены скоростные ограничения (из соображений безопасности).

Подведем итоги

Истребитель Су-47 был скорее летающей лабораторией для отработки новых технологий, чем боевым самолетом. Самолет не пошел в серию не только из-за экономических проблем того времени, но и конструкционных особенностей. Тем не менее, истребитель можно считать удавшимся, ведь он заполнил некоторые белые пятна в науке и способствовал развитию других авиационных проектов.

Су-57 обязан Беркуту своим появлением
Су-57 обязан Беркуту своим появлением
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, также не забывайте делиться своим мнением в комментариях, мне это очень важно.

Вам также может понравиться:

Ужас летящий и смертоносный!? Нет просто ужас...