Найти тему

Золотой век городов Вологодского края

Данный текст был написан в середине XIX в. (источник указан в конце статьи). Для меня лично было открытием то, что именно через Вологду, Устюг и другие северные города в XVI в. пролегал торговый путь с Западной Европой.

Судьба городов и местечек, основанных в Вологодском крае Новгородскими промышленниками, представляет собою очень много занимательного и совершенно противоположного тому, что находим мы в истории других городов русских. Заключая в себе население деятельное, предприимчивое, владея обширными угодьями, составлявшими неистощимые источники обогащения, города эти, в самую отдаленную эпоху, достигли высокой степени благосостояния. Так Устюг, уже в середине XV столетия, был сильно укреплен, славился благолепием церквей своих и предпринимал из собственных средств отдаленные, нередко удачные походы на Югорцев, Вятчан, Черемис и Казанцев.

После падения могущества Новгорода, города эти вошли в состав державы великих князей и, потом, царей Московских; но удержали за собою прежнюю колониальную организацию. Так даже Иоанн Грозный, неумолимый гонитель всех старых Новгородских вольностей, даровал много привилегий фамилии Строгоновых, которые доставили ей почти право самовластия в Двинско-Вычегодском крае. В это же время случились два великие события, имевшие самое благодетельное влияние на состояние Вологодского края. В 1569 году открылись первые сношения между Россией и Англией посредством Белого моря, и города: Устюг Сольвычегодск, Тотьма и Вологда сделались складочными пунктами этого торгового пути, который был в то время единственным путем сообщения между Россией и Западной Европой. Рассматривая теперь в этих городах здания, которые уцелели от того времени, мы находим, что, быть может, из всех современных им русских городов, Вологодские имели наиболее европейскую физиономию. В них иностранными купцами заведены были конторы, фактории, магазины. Другое событие, имевшее еще большое влияние на развитие благосостояния Вологодского края, было покорение Сибири в конце XVI века.

По причине разбоев Башкир и Черемисов, дорога в Сибирь из Москвы на Казань была небезопасна, и до конца XVII века, главный путь в Сибирские города шел на Вологду, Тотьму, Устюг, Сольвычегодск и потом, рекой Вычегодой и волоками на Каму. Это время, как выражается профессор Надеждин (Николай Иванович, 1804-1856 гг.), было золотым веком для Вологодских городов. Не только что обогащались они выгодами транзита, но и сами принимали деятельное участие в Сибирской торговле: теперь еще большая часть коренного Сибирского купечества считает себя потомками Волжан, Устюжан и жителей других северных городов. Можно представить много фактов, свидетельствующих о тогдашнем их благосостоянии. Так например, из окладных книг 1681 года оказывается, что города Устюг Великий, Сольвычегодск и Тотьма, по числу и богатству жителей своих, занимали одни из самых первых мест между городами целой России и стояли в этих отношениях далеко выше современных им: Ярославля, Нижнего-Новгорода, Симбирска, Владимира, Калуги и других.

-3

Преобразования, произведенные Петром Великим в порядке государственной деятельности, вызвавшие все дремавшие до того силы России на бесконечно обширное поприще, лишили Вологодский край прежнего значения, которое естественным образом не могло законно принадлежать ему, по причине отдаленности его от западной границы государства и по причине сурового, негостеприимного климата. Чтобы содействовать развитию Балтийской торговли, государь опутал Беломорскую тяжкими стеснительными постановлениями и, хотя мера эта была временная, но уже торговля эта раз навсегда утратила прежнюю важность свою. С другой стороны, по мере утверждения порядка и безопасности в самых отдаленных даже частях государства, Вологодско-Сибирский торговый путь постепенно заменялся несравненно более удобным путем на Нижний Новгород и Казань. Теперь, в восточной части губернии, волоковые пути поросли уже густым лесом, и едва, едва, по сбивчивым указаниям стариков-туземцев можно приблизительно догадаться о направлении путей, по которым не более, как лет за сто тому назад, провозилось из богатой Сибири товаров на многие миллионы рублей.

Все эти обстоятельства имели самое чувствительное влияние на благосостояние Вологодских городов. Теперь, можно сказать, что за исключением разве Устюга, все они совершенно заглохли. Нигде, впрочем, эта противоположность между прошедшим и настоящим не представляется в таком ярком свете, как в Сольвычегодске. Там, посреди низеньких, полуразвалившихся хижин, которые печально свидетельствуют о нынешней бедности и оцепенелом бездействии жителей, возвышаются величественный собор и великолепный монастырь, в которых западное искусство XVII века украсило собою драгоценные материалы, доставленные сюда из самой глуби Сибири и Средней Азиии: живое напоминовение давно-минувшей Строгановской эпохи, когда ныне опустелый Сольвычегодск, стоял на перекрестке двух путей, по которым Москва некогда торговала с западом и востоком.

Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. – СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. – Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. – 1850-1853.

Т. 2, ч. 3 : Вологодская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, ОБР. На месте, сост. Услар]. – 1850. – [6], 382, [46] с., [13] л. Табл. : табл. – На шмуцтит. Загл.: Военно-статистическое обозрение Вологодской губернии.

Фотографии: Пишет Хумус (ЖЖ)